Все три соперника Александра Осипова на губернаторских выборах сдали поддельные подписи при прохождении муниципального фильтра. Подписавшиеся за главу региона оказались в списках других кандидатов. Точное количество подделок нам неизвестно, но факт в том, что избирательная комиссия Забайкальского края зарегистрировала Елену Краузе, Вячеслава Ушакова и Яну Шпак безо всяких претензий.
Колонка впервые опубликована 18 августа в еженедельном разборе событий недели на «Чита.Ру».
В начале недели мой коллега Алексей Малашенко запросил в избирательной комиссии Забайкальского края копии всех подписей, которые местные главы и депутаты отдали в поддержку зарегистрированных кандидатов в губернаторы. Тот факт, что сразу три малоизвестных, не ведущих агитации и, что примечательно, выдвинутых одним днём человека заручились поддержкой в, например, Цокто-Хангиле, Манчекуре, Богдановке и других отдалённых селеньях, казался нам сомнительным.
Избирком ожидаемо отказал, но сослался даже не на банальный закон о персональных данных, а занялся правоведческой философией.
«Сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидатов, не связаны с защитой и реализацией ваших прав как представителя средств массовой информации», - отметили в комиссии, сославшись на краевой закон о выборах, который не предусматривает передачи данных из листов поддержки СМИ.
Только собравшись напомнить избиркому положения федерального закона о СМИ, который обязывает органы госвласти предоставлять журналистам любую необходимую информацию, если она не составляет «государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну», Алексей обнаружил документы в открытом доступе - на сайте краевого же избиркома.
Мы просто обзвонили местных глав и депутатов, которые оказались в списках Шпак, Ушакова и Краузе, и услышали описания двух видов одинаково незаконных сценариев: 1) подписи собирали централизованно - причём сразу за четырёх кандидатов, включая Осипова; 2) подписи собирали централизованно, но только за Осипова - позже подписные листы, вероятно, изменили, приписав голоса трём другим кандидатам.
Теперь провластные забайкальские телеграм-каналы пишут, что, мол, журналисты надавили на глав и депутатов, что люди просто побоялись признаться, кого поддержали на самом деле. Это смешно. Особенно, учитывая гробовое молчание избиркома, прокуратуры и прочих официальных органов и лиц. Но смешнее то, что наши собеседники часто даже не помнили имена тех, кому достались их подписи, а некоторые искренне негодовали, узнав, что ими просто воспользовались.
Если мы всё ещё живём в правовом государстве, у «Товарища майора» должны появиться и вопросы, и допросы к руководителям районных администраций, вероятно способствовавших проведению сбора подписей, и к нотариусам, при попустительстве или соучастии которых были изменены подписные листы, а также к избирательной комиссии, которая случайно или с умыслом не провела ту простую проверку подписей, на которую журналистам «Чита.Ру» хватило пары часов.
Мы не можем утверждать наверняка, но свидетельства управляемого, заведомо незаконного и нечестного прохождения муниципального фильтра сразу в нескольких крупных районах Забайкальского края говорят о фактически фальсификации выборов ещё до дня голосования.
Сложно выбирать, если 8 сентября в бюллетенях будет только один реальный кандидат.