Город мнение Губернатор всех муниципалитетов

Губернатор всех муниципалитетов

Врио губернатора Осипов анонсировал муниципальную реформу - он не исключает отмены выборов глав районов.

Временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края Александр Осипов во время рабочей командировки в Забайкальский район фактически анонсировал муниципальную реформу, в рамках которой регион после выборов, вероятно, может перейти от выборов районных глав к их назначению губернатором.

«Я увидел, что люди не защищены в случае, если в ходе выборов произошла ошибка, а глава не исполняет свою работу. У людей нет возможности что-либо предпринимать. Они обращаются и ко мне, и к президенту России даже, но мы тоже ничего предпринять не можем, кроме дара убеждения и других методов, которые не приводят к прямому результату», - говорит Осипов.

Осипов давит на то, что «в условиях сжатых сроков по реализации нацпроектов и вхождению в Дальневосточный федеральный округ лично он предпочёл бы на время ввести прямое подчинение районных глав губернатору». Ну и типа местным жителям дадут возможность влиять на что-то там. Изменениями в устав займётся «специально созданная экспертная группа», то есть руководитель администрации губернатора Сергей Нехаев

Вероятно, имеется в виду повсеместное введение двухуровневной системы управления на районном уровне, когда глава представительного органа (районного совета депутатов) выбирается из числа избранных депутатов самими депутатами, а потом депутаты по конкурсу берут на работу руководителя районной администрации - эдакого районного сити-менеджера.

Конкурс обычно контролируется на паритетной основе администрацией губернатора и районным советом, но де-факто это означает именно то, что имеет в виду врио - назначение главы района губернатором. При этом реальная власть, в том числе административный ресурс и вся нормотворческая деятельность фактически находятся в руках именно у администрации района, а никак не у депутатов, которые обычно ничем в совете не занимаются

Второй вариант - объединение муниципальных районов и городских/сельских поселений в муниципальные округа с единой администрацией, полной отменой выборов и назначаемыми главами. Нормативная база под такую возможность уже готова на федеральном уровне, и этот вариант рассматривался после приезда Осипова в регион.

Это огромная и очень сложная история, в которую Осипов не очень понятно зачем лезет с ходу. Судя по тому, как его предвыборный штаб организовал прохождение муниципального фильтра, ситуацию в районах новая администрация губернатора изучить предметно не успела, а с людьми до сих пор полноценно не познакомилась - разве что на уровне районных глав, да и то без деталей, иначе никакого скандала с подписями бы не было - все говорили бы ровно то, что нужно.

Вообще-то причины для того, чтобы двигаться в этом направлении, у Осипова есть. Самое большое такое основание максимально близко - выбранный на прямых выборах осенью прошлого года глава Читинского района Захаров на деле оказался управленческой пустышкой и завалил плохо знакомую ему работу в крайне сложном муниципалитете. Таких примеров немало - на районном уровне поменьше, на поселковом в разы побольше.

Но тут тоже палка о двух концах. Захаров смог избраться исключительно потому, что районные выборы не контролировала администрация губернатора. А не контролировала она их потому, что губернатор Наталья Жданова развалила эту администрацию на два враждующих лагеря с главой администрации Кочергиным и де-юре его замом Трофимовым в лидерах.

В итоге на выборы от власти кроме понятного кандидата Фесюка зачем-то полез странный чиновник Лобанов, который тоже вроде от власти, а в итоге на распылении голосов победил Захаров. При сильной единой администрации губернатора никто бы такого бардака не допустил.

Назначать главу администрации через конкурс проще и банально дешевле - и по деньгам, и по административному ресурсу - чем возиться с дорогими и сложными выборами. Но и тут вилка — к каждому району потребуется индивидуальный точечный подход. А это огромный объём тонкой административной работы.

Фактически назначаемые главы - это понятная и ясная система, отсылающая нас к единой вертикали, которая сейчас начинается в Москве, но заканчивается не в Борзе и Могоче, а, как мы все понимаем, - в Чите. Дальше для любого главы региона вечная морока с тем, кто все эти люди, как они попали на свои должности, насколько они компетентны, и что с этим делать вообще.

Каждый новый губернатор, а меняются они раз в три года теперь, пытается осознать этого 32-голового змея заново, и никогда ни у кого на это просто времени не хватает. Администрация Осипова работать с главами начала совершенно иначе - чувствуется некая система, но опять же история с подписями говорит о том, что пока это лишь её - системы - контуры, ибо любая сложная история разваливается от малейшего внешнего воздействия.

Региональную власть мог бы в этом смысле спасти один сильный и неизменный при постоянной ротации губернаторов и глав их администраций чиновник с полным набором полномочий и доверия.

Например, профильный зам главы администрации губернатора с небольшим аппаратом (он всегда и был - это профильное управление по работе с органами местного самоуправления), который бы сидел в этой системе годами, держал бы её в голове и руках вместе с постоянно обновляющейся аналитикой, и постепенно выстраивал в рабочий политический и административный механизм.

На деле такого чиновника нет с 2008 года - каждый новый губернатор устраивает у себя в администрации смысловой погром. В итоге за 11 лет система органов местного самоуправления от постоянных экспериментов настолько разбалансировалась, что впору и вправду просить у федерации влить местную власть в общую вертикаль. Ну или корректировать ситуацию внутри региона так, чтобы де-юре конституция и 131-й закон соблюдались, а де-факто главы подчинялись Чайковского, 8.

Идея отсекать на контролируемых губернатором конкурсах дилетантов и проходимцев очень привлекательна. Но пример той же Читы, где такую схему апробировали ещё до губернаторских выборов, говорит о том, что никаких гарантий появления на этих должностях случайных людей нет, каким бы суперменом не был фактически назначаемый президентом глава региона.

И ещё - в районах бешеный кадровый голод. Ещё пара лет, и край столкнётся с тем, что не из кого будет формировать полноценные районные и поселковые советы. Специалистов, которые готовы эффективно руководить администрацией района или там муниципальным округом, уже днём с огнём не сыщешь - это видно по Читинскому району, дыру в котором затыкали офицером МЧС.

Если Осипов решится на повсеместные назначения, то фактически возьмёт на себя полную ответственность за происходящее на местах. Сейчас её можно размазывать, сваливая огрехи на местных руководителей, но после реформы эта возможность уйдёт. А проблемы никуда не исчезнут.

Пост был опубликован в telegram—канале «Чита.Ру» 25 августа 2019 года. Если у вас не работают гиперссылки в предыдущем предложении, вы можете найти канал «Чита.Ру» в приложении этого мессенджера на вашем устройстве по названию chitaru75 или «Чита.Ру».

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления