В конце прошедшей недели ИА «Чита.Ру» выпустило вторую часть расследования про сомнительные подписи кандидатов для муниципального фильтра на выборах губернатора Забайкальского края. Редакторы агентства в разборе недели делятся своими мнениями о нём и других важных событиях недели.
Андрей Козлов: Спасибо
Тема с муниципальными главами и депутатами, которые немного запутались, за какого именно кандидата в губернаторы Забайкальского края они отдавали подписи для прохождения муниципального фильтра, кажется исчерпанной.
Нет, теперь будут искать виноватых, наказывать и выворачиваться, старательно прикрывая ором собственные ошибки, делать выводы и быть может даже как-то корректировать законодательство, рисовать новые теории заговора с ТГК-14, китайским лобби и башнями Кремля. Но для обычных людей, я думаю, всё уже понятно и вряд ли можно дать какую-то дополнительную информацию для размышления.
Для меня очень важный вывод в этой истории — это то, как много людей поддержали «Чита.Ру» после наших публикаций и невероятно агрессивной злобной реакции на них предвыборных штабов (которые в этом году, предположительно, слились в один большой штаб).
К нам приходили в офис, звонили, встречались, писали комментарии, расшаривали наши тексты сотни и наверное даже тысячи людей, по городу разбежались все оставшиеся у нас читарушные наклейки на автомобили. Это были обычные посетители сайта «Чита.Ру» и пользователи социальных сетей, люди далёкие от интернета, и те, из кого этого интернет состоит.
Чиновники и врачи, полицейские и учителя, журналисты и предприниматели, наши знакомые и совсем нам неизвестные люди из Читы, Москвы, Питера, Новосибирска, Анапы, из Европы и проклятых США, беспартийные и партийные, мужчины и женщины, даже дети моих знакомых писали мне, что держитесь там.
К сожалению, ситуация такова, что почти никто не может выразить свою поддержку публично. Но для веры в правду и для надежды на то, что когда-то мы перестанем, наконец, бояться, а государство научится спокойно реагировать на доводы здравого смысла, эта поддержка не менее значима, чем публикации в федеральных СМИ.
Спасибо вам всем за то, что вы с нами.
Это очень важно для нас сейчас.
Екатерина Шайтанова: Полностью придуманный мною внутренний монолог Мунко Эрдынеева
Мунко Эрдынеев, глава Дульдурги – тот самый человек, до которого при проведении расследования о подписях на муниципальном фильтре мы дозвонились одним из первых. Это он дал голову на отсечение, что ни он, ни его знакомые депутаты и главы не знают и в глаза не видели никакой Яны Шпак.
Это он впоследствии внезапно поменял позицию. И это ему врио губернатора Осипов пообещал, что ни один волос не упадёт с его головы.
- Сами натуфтили, а Мунко виноват. А Мунко не виноват, я всегда на связи должен быть. Вдруг у кого и вправду огород затопит или скотину угонят, или ещё что. Но надо было, конечно, отвечать: «Не знаю, забыл». А я взял да и сказал, что шпаков не знаю. Но с другой-то стороны я ж сказал, что с Осиповым давно работаю. Это я правильно сказал или неправильно им?..
Могли бы и объяснить, конечно, наши кураторы, как всё устроено, почему наши подписи другим отдали, в этом их вина, конечно, есть. Мы бы тогда поняли все и такого бы не было даже. Можно было даже трубки не брать. А с другой стороны, как не возьмёшь, я глава села, всегда на связи должен быть. Очень, очень сложный мир – провокации, интриги.
Я же им ещё не поверил сначала – думаю, проверяют или что. Но он же сказал, что я по бумажкам за Шпак. А я же за Осипова! Или я за Шпак... Или за Осипова... А что там, интересно, вообще было написано, когда мы подписывались...
Юлия Скорнякова: А на зеркало пенять нечего
Мы на прошлой неделе много говорили о подписях глав муниципалитетов и районных депутатов за кандидатов в губернаторы.
И понятно возмущение, когда человек уверенно заявляет, что подписывался за одного кандидата, а его автограф оказался в активе другого.
Но во время обзвона были и другие истории: депутаты сознавались, что хотели поддержать определённого человека, а люди, имён и должностей которых народные избранники даже не запомнили, у нотариуса просили их подписаться за другого, и те меняли мнение.
Или же просто, не имея своего мнения, соглашались ставить подпись за того, за кого им сказали.
Понимаете, это не просто избиратели у урн на выборах. Это люди, которым жители их сёл доверили представлять свои интересы, делать это осознанно, продумано, а не быть роботами, согласно кивающими любым указаниям якобы сверху.
Знаете, господа, мне стыдно. И на месте выбиравших вас жителей я бы брала метлу, и ею гнала вас с депутатских постов, которых вы недостойны.
Андрей Затирко: Несите скипетр, где держава?
Временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края Александр Осипов на встрече с жителями одного из районов 24 августа предложил предусмотреть в Уставе региона порядок назначения и снятия глав районов, городских округов и поселений, которых сейчас избирают местные жители, а отправить в отставку может лишь совет депутатов или правоохранительные органы.
Глава региона подчеркнул, что в условиях сжатых сроков по реализации нацпроектов и вхождению в Дальневосточный федеральный округ лично он предпочёл бы на время ввести прямое подчинение районных глав губернатору.
Ещё в мае на посту сити-менеджера Читы представителя команды Анатолия Михалёва Олега Кузнецова неожиданно сменил Александр Сапожников, как позже выяснится протеже Осипова. Тогда могло показаться, что это полезное, давно назревшее решение – вычистить городскую власть от засидевшейся там компании, а затем уже в ручном режиме поправить дела в городе.
Спустя несколько месяцев, в один день, 25 июля, свои посты оставили глава Ононского района Ятур Танхаев, глава Читинского района Вадим Захаров, глава Борзи Николай Яковлев. Осипов сначала заверил, что не причастен к отставке Танхаева. А затем по Захарову уже признал вмешательство в дела районов: «Был ряд претензий к работе администрации одного из наших ключевых муниципалитетов. [...] Поэтому мы приняли решение кардинально всё изменить».
Тогда же среди источников ИА «Чита.Ру», близких к администрации губернатора, прошёл аккуратный разговор о том, что там существует желание отказаться от выборов в районах. Уже 11 августа группа депутатов совета Читинского района при поддержке председателя внесла предложения поменять Устав района и вместо прямых выборов назначать главу по конкурсу. Его рассмотрят 26 августа.
Сегодняшнее предложение прекрасно укладывается в самом центре этого красивого пазла под названием «Вертикаль», которую так умело собирает Александр Михайлович.
Выборы глав районов – это хорошая политическая кадровая школа. Районный глава - это политик, прошедший достаточно непростую одну или несколько выборных кампаний. Это человек, хорошо известный, а порой и хорошо себя зарекомендовавший в целом районе, а то и в соседних. Это управленец с опытом решения насущных проблем десятков тысяч граждан – а в таких регион у нас очень нуждается и на краевом уровне.
Отменить выборы легко, особенно имея поддержку в Москве и среди населения. Привязать весь регион к одному человеку – ещё проще, мы такое и без назначенных глав районов проходили неоднократно.
Но что, если - чисто гипотетически - человек, принимающий решения, недостаточно квалифицирован? Или, например, его команда руководствуется при назначении не профессиональными качествами, а личными мотивами? Или просто он не собирается долго работать в регионе?
У нас в крае 31 район. Да, риск при выборах есть – где-то могут избрать плохого главу. Но где-то точно будут и хорошие. В случае же с назначением всех глав из центра решением одних и тех же людей – вероятность ошибки намного выше. А с учётом того, что губернаторы – сами люди непостоянные, механизм этот и вовсе опасен. Что будет после очередной смены губернатора с выстроенной из его людей вертикалью, что будет с главами районов?
Роман Шадрин: Притча о слепых
Верю, что ваш взгляд задержался и вы ещё раз, а может и впервые, увидели одну из известнейших картин в истории мировой живописи: «Притчу о слепых» Питера Брейгеля Старшего. Пусть она послужит мостиком, по которому мы пройдём от библейского «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму» через прекрасное нидерландское Возрождение к нашему времени.
Яма и слепые. Я не смогу найти лучшей иллюстрации к увиденному на этой неделе в Чите, на улице Бутина, где совершенно новый, дико дорогой, только что уложенный толстым слоем асфальт на вдрызг разбитой дороге около телецентра не смог пролежать и одной недели. «Сгоняй технику, ребята, у нас тут порыв!»
И в никем не сдерживаемом порыве на новый асфальт кидаются вооружённые экскаваторами, грузовиками, кранами бойцы под синим стягом с золотым солнцем: «Сарынь на кичку!»
Проходящие, проезжающие мимо, выглядывающие из окрестных окон люди от такой картины теряют самообладание. Кто-то вскидывает очи к небу и часто крестится, кто-то собирает брови в клубок и долго шепчет про себя что-то страшное. Никто не может и не хочет понять, как это возможно, чтобы ожидаемый годами асфальт разворотили через пять дней.
Это как если бы папа впервые за 10 лет решил поклеить обои, всех этим совершенно измучил, а сразу после поклейки пригласил электрика — штробить стены под новые розетки. Папа так не сделает — у папы есть голова, чтобы выстраивать логические цепочки, рот и уши, чтобы договариваться, и глаза, чтобы видеть — обои лучше смотрятся, если клеить их после того, как стены проштробили и зашпаклевали.
Поэтому яма на Бутина приносит всем нам чисто физические страдания. После такого глазам срочно нужно смотреть на что-то исцеляющее. Например, на классику живописи.