Председатель Счётной палаты России Алексей Кудрин на Московском финансовом форуме заявил, что нацпроекты не позволят достичь прорывного экономического роста.
Колонка впервые была опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 15 сентября.
Ему вторит президент Сбербанка Герман Греф: в реализацию нацпроектов (в которых много хорошего) заложены огромные ресурсы, но они не предполагают институциональных реформ. Банкир не видит связи между планами и итоговыми показателями и призывает направить ресурсы на создание новой модели в образовании, здравоохранении, на реформу судебной и правоохранительной системы.
Либеральным экономистам возразил либеральный министр финансов Антон Силуанов, который уверен, что нацпроекты будут эффективны, поскольку направлены на поддержку бизнеса и реального производства, но нужно обеспечить защиту предпринимателям и дать им понять, что правила игры не будут меняться бесконечно.
Оценивать слова Грефа, Кудрина и Силуанова, равно как и в целом эффективность нацпроектов, федеральных программ и инструментария тех же ТОРов и ЦЭРов в ближайшие годы можно будет в Забайкальском крае.
Регион в 2018 году перешёл в насыщенный федеральными деньгами и инструментами поддержки населения и бизнеса Дальневосточный федеральный округ. Здесь за год полностью сменилась краевая и в течение ближайших нескольких лет полностью сменится муниципальная власть (это важно в связи с необходимостью грамотного управления новыми деньгами на местах). В правительстве края приехавшие из других регионов менеджеры впервые реально вытесняют местные кадры.
Пока в заочном споре на территории региона побеждают скептики Греф и Кудрин. Хлынувшие в регион десятки миллиардов рублей попали в полумёртвую управленческую среду, которую при поддержке федерального центра упорно разваливали больше 10 лет, а после приезда нового врио губернатора и до очередных выборов выстраивали только на словах.
Правительство региона не является единым механизмом, политические чистки в муниципалитетах вынесли наверх не имеющих опыта государственного администрирования менеджеров, экономические инструменты почти год использовались в угоду политической повестке, а применявшийся Осиповым в отношении подчинённых метод кнута оказался рабочим только для тех, кто самостоятельно уволился. Неэффективность топ-менеджмента в правительстве подстёгивается текучкой в среднем звене, которое выполняет основную работу.
Новая власть пока не может сшить в единое целое даже ремонт дорог, на которые в 2019 году выделили рекордные миллиарды рублей. Регион тратит десятки миллионов рублей на новые комфортабельные автобусы для Читы, но они приезжают в пустоту. В городе явно растеряны от необходимости решать вообще-то очень сложную задачу по погружению целого парка новой техники в сложный и насыщенный противоречиями рынок пассажироперевозок.
У региона проблемы с постройкой жилья для погорельцев; распределением земель под дальневосточные гектары; решением сугубо экономических проблем, оставшихся от прежних губернаторов; явно нет чёткого понимания того, как привлекать инвестиции, которые не приходят в регион сами по себе. На всё это вроде бы есть деньги и инструменты влияния на ситуацию, но на деле в крае как будто бы никто не знает, как добиться нужного результата.
Результата, кажется, и не особо добиваются. Складывается впечатление, что региону важно добиться получения федеральных денег и вовремя отчитаться об их своевременном освоении. Финальный результат, его связь с реальностью и качеством жизни конкретных людей как будто бы стоят на втором плане. Или вообще не учитываются.
Происходит это далеко не первый раз – майские указы президента в регионе семь лет выполняли так, что теперь управляемое «Единой Россией» заксобрание вынуждено разбираться, почему у бюджетников так медленно растут зарплаты. И ведь можно не разбираться, все прекрасно знают, что происходит. Среднюю зарплату у бюджетников много лет подтягивают к целевым показателям на бумаге, забывая о том, что эти отчёты потом читают не только федеральные чиновники, но и те, о ком отчитываются – учителя, врачи, работники чудом живущих сельских клубов.
Об этом известно всем – бюджетникам, депутатам заксобрания, краевому минфину (там соглашаются: «Информация о средней зарплате учителей в 36 тысяч вызывает удивление у самих учителей»), федеральному центру. Можно поверить в то, что в эти показатели верит президент Путин и премьер Медведев, но и это сомнительно. В итоге у нас две реальности – та, что на бумаге и в телевизоре, и та, где учителя получают по 20 тысяч рублей. И это, простите, государственная шизофрения.
Если Александр Осипов хочет чем-то отличаться от своих не очень успешных и гораздо менее обеспеченных деньгами предшественников, то после выборов придётся отодвинуть увлекательную политику чуть в сторону, и заняться муторной аппаратной, административной и экономической работой.