Когда возле охраняемого и оборудованного видеонаблюдением жилого комплекса «Читинка» в центре города дети нашли расчленённое тело девушки с отрезанной головой, я, несмотря на весь свой опыт в журналистике, сначала подумала, что это фейк. Потом - что это какая-то безумная история для Бориса Акунина. И только потом, что какой же это ужас, господи.
История Кати Скворцовой, которая до гибели работала не то в «Рокси», не то в «Зажигалке» и от которой оба клуба будто бы отреклись в соцсетях, живо иллюстрирует программу постинтернатного сопровождения в Забайкалье в действии. Вернее, в бездействии.
Потому что достаточно быстро выяснилось, что Кате было 18 лет, что жила она после того, как её в 10 лет органы опеки забрали с детской площадки рядом с домом - в детдомах, что из детдомов она сбегала, что суд матери её не возвращал и, вероятно, небезосновательно. О том, что девочка числилась в списках «бегунков» - так называют детей, которые во все времена бегут из детдомов к родным, какими бы они ни были, говорит и источник «Чита.Ру» в минсоцзащиты: «Каждый месяц рейд, и там обязательно Скворцова. У знакомых искали, у друзей, чаще всего находили у матери».
Пока программа постинтернатного сопровождения в Забайкалье заключается в том, что выпускники детдомов могут прийти в свой детдом в гости. Неудивительно, что ею была недовольна ещё прошлый губернатор региона Наталья Жданова. Правда, её идея была - сократить ответственных за это чиновников, раз они всё равно ничего не делают. Директора детдомов были с ней несогласны, нам это комментировал Юрманов, возглавлявший тогда «Восточный» на Черновских - сокращать уже особо некого, а проблема не в людях, а в том, что в детдомах плохая база для обучения выпускников дальнейшей жизни.
Ещё детдомовцами занимаются благотворительные фонды и организации патриотического воспитания - показывают кино, водят на экскурсии и в походы, разговаривают о профориентации и жизни.
Но это капля в море в масштабах региона, и пока выпускники детдомов продолжают не знать очевидных для домашних детей вещей: как расплатиться картой в супермаркете, перейти дорогу в несколько полос, заказать пиццу, записаться к врачу, не допустить шалмана в выданном государством жилье, устроиться на нормальную работу и не поехать с безработным 38-летним ранее судимым жителем Алханая на съёмную квартиру.