Ровно год назад, 17 октября 2018-го случилось массовое убийство в Керченском политехническом колледже. В годовщину трагедии в Керчи отменены и приостановлены все развлекательные мероприятия.
Написано 21 октября 2018 года (четыре дня после трагедии)
На исходе 2018 года, думаю, немногие граждане России знали или помнили, что есть такой город Керчь. Ещё меньше людей могли ткнуть в то место на карте, где он находится. Ну, хотя бы приблизительно. Что поделать, примета времени, когда от того, знаешь ли ты географию или историю, совсем не зависит твоя личная жизнь или движение вверх по карьерной лестнице.
Да и пригодятся эти знания разве что в передачах «Кто хочет стать миллионером?» или «Своя игра». Это в советской школе на классных часах и занятиях по политинформации заставляли учить названия городов-героев, что, впрочем, не гарантировало прочного закрепления героических фактов в памяти мальчишек и девчонок.
Но 17 октября новости из Керчи стали самыми важными для нашей страны. Последний раз такого внимания город удостаивался 14 сентября 1973 года. Только в тот день это были радостные и торжественные новости, связанные с присвоением Керчи звания город-герой, с вручением высших наград СССР – ордена Ленина и медали Золотая звезда. Через 45 лет, один месяц и 3 дня из города на весь мир полетели скорбные сообщения с жуткими и страшными подробностями…
Центром трагических событий стал местный политехнический колледж, в котором, по версии следствия, его учащийся Владислав Росляков устроил настоящую бойню, застрелил несколько человек, взорвал бомбу и потом отправил сам себя на тот свет. Погиб 21 человек, более 50 получили ранения.
Началось следствие, которое «разберёт по молекулам» личность убийцы, узнает, как и на что он приобрёл оружие, как сумел сделать взрывное устройство. Его последний день распишут по метрам и секундам. Те, кому по должности положено, да и все прочие, расскажут нам о безопасности в образовательных учреждениях, посоветуют больше внимания уделять собственным детям и ограничить их общение с интернетом. Обязательно кто-то скажет об острой необходимости ограничить продажу огнестрельного оружия вплоть до её полного запрета. Словом, рецептов недопущения подобных трагедий в будущем будет великое множество.
Запрещать, не пускать, не позволять.
Пройдёт какое-то время, и другие новости завладеют вниманием россиян, текущая бытовая жизнь возьмёт в свои крепкие руки всё наше свободное время. Только Керчь, да родные и близкие погибших и раненых будут делить время на две части – «до» и «после» расстрела и взрыва в политехническом колледже.
Хотя, граждан России, возможно, ждут какие-то изменения в законодательстве, если предложения сторонников партии «не пущать» найдут поддержку на вершинах власти. Может, легально купить ружьё станет возможным лишь с 25 или даже с 30 лет, а не с 18, как сейчас. Может, все школы и прочие учебные заведения обяжут установить на входе металлоискатели, а несовершеннолетние будут ограничены в их регистрации в социальных сетях.
Кто знает, какие последствия будут от событий 17 октября. Только вот любые ужесточения и «закручивание гаек» не принесут ожидаемого результата, так как просто-напросто потонут в господствующем в нашем обществе лицемерии. Да, в лицемерии. Мы говорим о равенстве возможностей, но уже к началу 80-х годов прошлого века в обществе сложилось стойкое убеждение, что в ПТУ и техникумы (ныне модное слово – колледжи) идут или неудачники, или те, кто не желает высовываться, кого устраивает жизненное болото от аванса до зарплаты в маленькой квартирке.
На госслужбе, в полиции, в армии и в муниципалитете с колледжем можно находиться только на самых низких должностях, до начальника отдела или полковника без высшего образования не дорастёшь. Но с учащимися на эти темы не очень-то беседуют, а то почувствуют себя людьми второго сорта, что никак уж не способствует уважительному отношению между различными социальными группами. Можно подумать, что университетская корочка автоматически прибавляет ума и таланта, а диплом колледжа ограничивает человека в развитии и способности руководить другими людьми.
Может, стоит изменить законодательство о государственной и муниципальной службе, убрать привилегированное положение высшего образования? Тогда юноша или девушка, у которых нет финансовой или иной возможности стать студентом вуза, но есть задатки лидера и жажда больших дел, смогут воплотить в реальности тезис «о равных возможностях» для граждан России.
А пока жёсткое деление на «пэтэушников» и выпускников университетов даёт стране не меньше минусов, чем алкоголизм и наркомания.
Обращение к семейным ценностям тоже не даст желаемого результата. Немного я могу припомнить семей, где родители обладали и обладают настоящим авторитетом для своих детей. Видимая идиллия часто строится на крике, страхе наказания или угрозах лишения родительской поддержки.
Две трети браков заканчивается разводами – какие уж тут ценности. Будь у нас менее острым жилищный вопрос и более значительным количество вакансий рабочих мест, разводов было бы гораздо больше. Неполная семья, «воскресный» папа и, как правило, вечная нехватка денег в семье. Без денег ребёнок идёт по жизни не так, как ему хочется, а так, как позволяют возможности: учится по ненавидимой профессии, живёт в нелюбимом городе и районе, терпеть не может мать и отца, принимает и понимает только силу.
А у нас в школе и не учат, как создавать семью (может, кому-то это вообще противопоказано – лучше быть одиноким, но более счастливым!), как зарабатывать деньги, как предохраняться от нежелательной беременности и венерических заболеваний. Мол, вырастут, сами разберутся.
Кстати, и в советское время многих «трудных» подростков всеми силами выпихивали из школы после 8 класса в ПТУ – считалось, что исправить их невозможно, а свою первую кражу или серьёзную драку с увечьями им лучше совершить в статусе учащегося ПТУ, а не десятиклассника.
Итак, надо отходить от лицемерия и в образовании, и в других сферах жизни. Говорить с детьми на равных, о серьёзных вещах. Может, у них мало жизненного опыта, они пока мало знают, но считать детей глупыми нельзя. Более того, они острее, чем взрослые, чувствуют ложь, двуличие. Они почти всегда интуитивно угадывают, хороший перед ними стоит человек, или от него надо держаться подальше. И нам надо понять — детей не надо спасать. Спасать надо взрослых! Именно от их действий и решений в обществе множится агрессия, растут социальные противоречия и всё больше людей всех возрастов считают свою жизнь бессмысленной и никчёмной.
Лучшая память по жертвам трагедии в Керчи не в зажигании свечей и возложении цветов, не в размещении скорбных картинок в социальных сетях. Лучшая память – в беседах с детьми. Правдивых, честных, откровенных разговорах. Изо дня в день, из года в год. Кого-то и спасём тогда.