Когда слышу про вековой памятник архитектуры, сразу представляю Шумовский дворец, здание исторического факультета ЗабГУ или администрации Читы. Что-то монументальное, архитектурно богатое, но никак не дом-памятник состоятельной горожанки Терентьевой, который спрятался на Ингодинской, 28, среди современной застройки. Между тем, именно о нём подумали читинские чиновники, когда обсуждали, где делать музей Читы.
Дом
Дом Терентьевой сегодня скорее похож на барак. Половина окон заколочены, второй этаж вовсе заброшен. Поднимаясь по лестнице, не думаешь о том, что это исторические ступеньки, по которым век назад ходили читинские богачи, а только и переживаешь, как бы не провалиться.
Александра Григорьевна Терентьева была читинской мещанкой и владела небольшой сахарной фабрикой. Дом для неё построили в 1890 году. Даже в своё время он не был примечательным и ставился по типовому проекту, характерному для городской застройки того времени.
Краевед Ирина Куренная рассказала, что подобные дома строились во всех городах Сибири. Сейчас их осталось не так много и именно поэтому он ценен — здание показывает собой городскую среду дореволюционной России.
«Сейчас этот дом уникальный. Во-первых, у него большой подклет (Нижний этаж деревянного дома), во-вторых, он состоит из двух частей: каменной и деревянной. Деревянная часть тоже очень оригинальна. У неё открытая галерея, которая в то время могла служить балконом. Люди могли выходить, дышать свежим воздухом. Вообще, дом сам по себе очень ценный, несмотря на то, что у него мало резного подзора (Подзор - резной карниз в русском деревянном зодчестве), архитектурного декора. Он ценен именно типовым решением, который показывает облик нашего города», — объяснила Куренная.
Дом Терентьевой всегда был жилым. После революции все большие дома, которые принадлежали одной семье, начали национализировать под коммуналки. Чита — не исключение. Большинство домовладельцев, а их было несколько сотен, начали покидать город. У тех, кто решил остаться, дома тоже национализировались — оставляли несколько комнат на семью, а остальное распределяли между приезжими и теми, кто нуждался в жилье. Терентьева осталась. Из её дома сделали коммуналку.
За столетие в доме сменилось много поколений, но возможно, что потомки Терентьевой до сих пор в нём живут. И совершенно точно сейчас в доме есть очень активные жильцы, которые добились включения их в муниципальную программу — в 2020 году их расселят, а дом передадут в собственность города.
За последние пять лет дом дважды горел, одна его сторона так и осталась чёрной после пожара в августе. С другой стороны здания есть приусадебный участок, где мог бы быть, и наверное когда-то был палисадник, но и он сейчас не в лучшем состоянии. Всё просто завалено мусором. На первом этаже пока остаются «квартиранты», которые с нетерпением ждут переселения.
Одна из жительниц дома пожаловалась, что ей отказываются давать квартиру, хоть она и прописана в доме. Прошла уже пять судов и стала постоянным посетителем городской администрации, которая якобы отказывает в предоставлении жилья.
В администрации города уверяют, что жильцы получат квартиры, об этом же говорит и Куренная. Кстати, в истории города объект культурного наследия расселяют впервые.
Музей
В начале октября совет по истории и культуре при администрации Читы выступил за открытие в доме Терентьевой музея Читы.
Разговоры о городском музее ведутся, кажется, с 70-х годов прошлого века. А вполне конкретное решение ещё в 1999 году принял мэр Анатолий Михалёв, но музей за 20 лет так и не появился. Тогда, на рубеже веков, специалисты краеведческого музея имени Кузнецова разработали концепцию, прописали проект, методы, которые применялись бы при показах, тематику, перечень экспозиций и рекомендации по их размещению. Музей планировалось разместить в доме Шиллинга, но по каким-то причинам проект закинули в ящик и позабыли о нём на два десятилетия. Да и дом Шиллинга за это время успел пусть и не полностью, но очень серьёзно пострадать в пожаре.
Идея сделать музей из дома Терентьевой появилась у члена совета по истории и культуре, исполняющей обязанности главного архитектора Читы Елены Медведевой. Она считает, что здание отражает архитектуру и типичный городской стиль XIX-XX веков, когда формировалась историческая застройка города.
По мнению специалистов, создание музея Читы, как филиала Забайкальского краевого музея, сегодня позволит решить некоторые финансовые, архитектурно-исторические, строительно-планировочные, кадровые и охранные вопросы. То есть, музей поможет и сохранить архитектурный памятник, и заработать, и вообще стать городу лучше.
Вопрос о размещении музея именно здесь уже прошёл согласование со службой по охране памятников Забайкальского края. Его специалисты решили, что это позволит сохранить памятник, историко-культурное наследие города и поднять его имидж в глазах соседних регионов. Специалисты отметили ещё один плюс его размещения — недалеко от центра. Хотя, будем честными сами с собой, именно этот квартал сложно назвать центром города с хорошей проходимостью. Скорее, тихой улочкой.
Краевед Ирина Куренная настаивает, что после расселения дом необходимо сохранить и сделать его культурным центром, чтобы облагородить и показать людям историческую часть. Она рассказала, что в архиве сохранились фотографии первоначального вида здания, но для его восстановления необходимо потратить значительные суммы. Какие? Пока никто не считал.
Сейчас идею размещения музея в доме Терентьевой будет рассматривать министерство культуры Забайкальского края, но специалисты уже говорят, что главной проблемой в принятии решения может стать финансовая сторона. Дом нужно восстанавливать практически с нуля.
Но энтузиасты есть, и по словам Куренной, историки готовы «похлопотать перед гордумой», чтобы сохранить эту «типовую» часть давней истории Читы.