На этой неделе губернатор Забайкалья Александр Осипов внёс несколько законопроектов, которые дадут ему ещё больше власти, рядовой Шамсутдинов встретился с отцом и рассказал о причинах убийства сослуживцев, а исполняющий обязанности руководителя администрации Читы Александр Сапожников взял пример с главы региона и устраивает встречи с жителями районов города. Об этих и других событиях - в разборе недели от журналистов ИА «Чита.Ру».
Андрей Козлов: Александр Михайлович Ильковский
Губернатор Забайкальского края Александр Осипов внёс в заксобрание пакет законопроектов, корректирующих Устав региона, продолжающих многолетний тренд на усиление позиций исполнительной власти и добавляющих в правительство высокопоставленных чиновников.
Глава региона просит заксобрание отказаться от контроля за внешними займами и ассигнованиями из федерального бюджета, фактически переподчинить главе региона всех ключевых сотрудников руководителя Контрольно-счётной палаты, ввести должности заместителей губернатора (сейчас замгубернатора один, остальные – заместители председателя правительства края, которые подотчётны в том числе заксобранию).
Отдельным блоком внесена муниципальная реформа, фактически меняющая принцип разделения государственной и местной власти на административную вертикаль, которая теперь будет заканчиваться не в Чите, а в райцентрах, которые заберут на себя управление всеми поселениями.
Административную реформу проводят все новые забайкальские губернаторы. Константин Ильковский вводил должность первого зама, резал структуру правительства, тасовал краевые законы под удобство работы ближайших соратников. Наталья Жданова концентрировала власть в руках ближайшего окружения и оптимизировала структуру правительства, пытаясь сэкономить траты на него. Александр Осипов взял курс на сосредоточение всей полноты власти в своих руках и первым из руководителей регионов начал реализовывать странную вечную мечту всех губернаторов, включая Равиля Гениатулина, - реальное управление всеми муниципальными районами и городскими округами.
Каждая новая административная реформа заточена под каждого нового губернатора. То есть носит временный характер. Ни один из глав регионов не смотрит на перспективу, не просчитывает – сможет ли эта система работать с другим губернатором. В итоге регион уже шесть лет купается в реформах, которые привели к кадровой катастрофе в органах власти. Пока топ-менеджеры краевого правительства делят власть и деньги, обычные исполнители и промежуточные руководители разбегаются от бесконечных изменений и отсутствия ясной перспективы – кто в бизнес, кто в федеральные структуры, а кто просто уезжает из региона.
Каждую новую административную реформу протаскивают в спешке, ничего толком не объясняя – как будто боятся неудобных вопросов, на которые не будет ответов. Эту традицию заложил ещё Ильковский – руководитель его администрации вкатывал важнейшие законопроекты сразу в двух, иногда в трёх чтениях, часто за несколько дней до пленарного заседания, не давая депутатам даже гипотетической возможности разобраться в происходящем.
Каждый новый губернатор как будто соревнуется с предыдущим в унижении заксобрания. И если предшественники Осипова не давали депутатам простора для принятия решений и не считали нужным хотя бы для вида консультироваться с парламентом, то Осипов начал отбирать у заксобрания полномочия, предлагая представительному органу утвердить сокращение собственных полномочий. Такого в регионе ещё не было.
Быть может, у Осипова есть логика, которая пока не лежит на поверхности. Но если он намерен и дальше играть роль максимально открытого главы региона, нынешние решения нужно объяснять – и депутатам, и людям. Пока все разъяснения сосредоточены в правительственных телеграм-каналах и не выдерживают критики.
Екатерина Шайтанова: Скорее же
ДТП со скорой произошло между трассами Чита — Забайкальск и Чита — Хабаровск вечером пятницы. В перевернувшейся машине медицины катастроф, кроме водителя, ехали неонатолог и медсестра, везли 3-дневного новорождённого и его маму из Шилки.
Медсестра погибла на месте, прощание с ней пройдёт в понедельник в клиничке. Остальные - в реанимациях и стационарах больниц Читы. Версий произошедшего пока нет - ГИБДД стандартно заявила, что водитель не справился с управлением, водители в соцсетях предполагают, что причиной стали просадки дорожного полотна.
Не знаю, как вы, а я основную массу комментариев не могу читать, мне прямо физически становится плохо. Особенно после того, как пару лет назад отдежурила на станции скорой помощи с 17-й реанимационной бригадой.
Взять любое ДТП со скорой - и начинается: «понаберут в водители маршрутчиков», «надо пристёгиваться в скорой, кто им запрещает». И особенно вот это - «куда летели».
Я прямо помню, как мы неслись с Заингоды - «Вовик, мы с мигалкой поедем», избитый мужик на носилках скулит и дрожит, руки в позе боксёра - так пьяные замерзают, стягивает мышцы. Я упираюсь ногами в металлическую трубу, к которой крепятся дефибрилляторы - «Держитесь, Катя, водитель может резко затормозить». Фельдшер одной рукой хватается за эту же трубу, второй тормошит мужика: «Э, мужик, давай не умирай, дыши, у тебя там ещё полпузыря осталось». Были там ремни вообще, интересно?
Меня от этого отношения людей, к которым ездит скорая, кроет даже больше, чем когда их не пропускают. С учётом того, что второе — следствие первого.
Идите подежурьте 24 часа. Спасите кого-нибудь. Пристегнитесь там.
Диана Арнольд: 80 новых машин для ГИБДД
Юлия Скорнякова: Посмотрите на часы
Я всю неделю хожу и кручу мысль о том, что такие истории - скорее исключения. Реально же, не может такое быть сплошь и рядом?
Пятеро несовершеннолетних в селе Кыра непонятно как поздно приходят в квартиру к инвалиду, который дом этот снимает и вообще приехал из другой деревни. Дома у инвалида - женщина.
Через какое-то время эти пятеро молодых зверей избивают мужчину, привязывают его к стулу, льют ему и заставляют пить масляную краску и суют в рот землю: «Жри».
Мужчина умирает.
С женщиной они поступают «гуманнее»: берут бутылку, кочергу и по очереди насилуют, а потом расходятся по домам. Приходят к мамам, папам, которые по возрасту - такие же, как только что убитый им и изнасилованная. Едят завтраки, смотрят телевизор и школьное расписание на завтра.
Мне интересно, как и кто воспитал этих недолюдей. Почему в ночь, когда они вышли из дома, никого из родителей не волновало, где их дети. И да, я за то, что, если вина их будет доказана, такие же сроки в колониях дали тем, кто вырастил такое зверьё.
Андрей Затирко: Маленький шаг для человечества и огромный скачок для Читы
Администрация Читы впервые доверила профессиональному арбористу (древоведу) и ландашфтному дизайнеру (Татьяне Слиньковой) обрезку деревьев в двух скверах Читы – Шахматном парке и на Арбате. Судя по фото, сделала всё правильно. Тот же Арбат серьёзно преобразился – вместо зарослей или слепого спила мы видим аккуратно причёсанный скверик.
«У нас много ругают ильмы. На самом деле ильм — это очень красиво, особенно если его подстричь. Кроме того, он в безлистный период выглядит хорошо, а у нас большая часть года так — они могли бы стать украшением города, изменить городскую атмосферу. Такая работа необходима и на площади Ленина, и почти во всех городских парках и скверах, которых порядка 40 в городе», - считает один из главных защитников читинской зелени, член совета по озеленению и активист движения «Зелёный город» Игорь Тепляков.
Конечно, работа Слиньковой – это только капля в море. Для понимания: ей заплатили около 300 тысяч рублей, а почти весь бюджет на озеленение в 38 миллионов осваивает частная дорожная компания «Автодор-Сервис», пришедшая на смену муниципальному ДМРСУ на рынок благоустройства. Но радует сам прецедент.
У руля администрации Читы всегда стояли люди, не особо разбирающиеся в таких тонких материях, как озеленение и архитектура, а просить у кого-то помощи считали то ли зазорным, то ли просто лишним. Как результат, дорожники десятилетиями превращали читинские тополя в пеньки. Некоторые скверы просто выпиливались, освобождая место под новые коробки торговых центров, облицованные дешёвой плиткой.
Мэрию всё устраивало, кто-то из её чиновников на этом даже подзаработал, а горожане выразить недовольство этим просто не могли. Выборы мэра проходили без особой конкуренции, а позже их и вовсе отменили. Только с обретением массовой популярности интернет и соцсети наконец дали возможность выразить своё недовольство. Но до экстренного появления в регионе Александра Осипова и его пиар-команды на это мнение ни краевые, ни городские власти не обращали особого внимания.
Работа с имиджем Осипова и его команды (в том числе Александра Сапожникова) в интернет-СМИ и соцсетях вынуждает их выполнять какие-то самые популярные, пусть и не очень сложные запросы. В случае с озеленением на администрацию также давили общественники, которые в отличие от обывателей также предлагали альтернативу безумному «озеленению» от дорожников. И вот, выпросили возможность и показали, как должно быть. Судя по комментариям под новостью, горожанам такое озеленение нравится больше «дорожного».
Эта колонка должна была закончиться на позитивной ноте, но удручающая мысль не даёт покоя. Вот-вот наступит 2020 год, а власти Читы только начали делать первые шаги к профессиональному содержанию городской зелени.
Алексей Малашенко: Памятник амфитеатру
На неделе о себе напомнил созданный в 2017 году оргкомитет, миссия которого – установить в Забайкалье памятник троим Героям России: Алдару Цыденжапову, Евгению Эпову и Виктору Тюрикову. Выяснилось, что инициатива поставить объект возле «Мегаполиса Спорт» в Чите ещё дышит.
«На воплощение идеи в жизнь требуется 6,4 миллиона рублей. Это сметная стоимость строительных работ, а также цена изготовления трёх барельефов, которые уже готовы. Барельефы, отлитые в бронзе художниками из Бурятии, имеют портретное сходство с героями и станут украшением памятника, который появится напротив спортивного комплекса «Мегаполис Спорт», – говорится на сайте городской администрации.
Пожертвования на создание объекта собирали два года. В итоге набралось лишь 1,4 миллиона рублей, так что оргкомитет пошёл к властям за поддержкой. Если получит, рядом с площадкой, где летом школьники и студенты под современную музыку делают утреннюю зарядку, будет стоять «три несущих конструктивных элемента», напоминающих российские флаги.
Собственно, молодёжные танцы у «Мегаполиса Спорт» и были тем аргументом, который автор проекта Арина Шаравина привела в 2017 году, чтобы объяснить, почему её творение должно появиться именно здесь: «Размещение памятника в активно посещаемом молодёжью месте усилит его патриотическую значимость».
Как конкретно число молодых людей вокруг определяет патриотическую значимость чего-либо? Этого я не знаю (как и авторы идеи, по-моему), зато точно могу сказать, что отношение к объекту определяется тем, как его устанавливают. Тем более если чуть ли не в принудительном порядке.
Здесь именно такой случай, потому как на этом же месте «Мегаполис» раньше оргкомитета запланировал установить летнюю сцену.
«Мы хотели сделать открытый амфитеатр, потому что у нас даже негде проводить какие-то мероприятия на открытой площадке. Предполагали, что часть его будет закрыта от дождя. Идея была сделать такой «корабль», с подсветками, с фонтанами. И я всё-таки ещё тешу себя надеждой, что это будет когда-нибудь», – объясняла директор «Мегаполиса» Марина Константинова.
Не желая тогда договариваться с «Мегаполисом Спорт», оргкомитет по установке памятника полез через голову – прямо в краевое правительство. Губернатор Наталья Жданова встала на сторону трёх несущих конструктивных элементов. Денег не дала, но поручила департаменту госимущества выделить земельный участок под памятник.
К сожалению, моды на опросы населения у властей при Наталье Николаевне не было, и у жителей никто не поинтересовался, что для них важнее возле «Мегаполиса Спорт» – памятник или летняя сцена. Хотя если подумать, даже для военно-патриотического воспитания полезнее поставить амфитеатр – сколько концертов 9 Мая или на День России можно было на нём провести. А для памятных барельефов, табличек и стел в Чите есть целый парк Победы.
Будет ли в итоге на спорном участке мемориал, теперь зависит от губернатора Александра Осипова, к которому за помощью обратился оргкомитет. Как не прогадать с этим решением? Подсказка: проведите опрос. Может, я неправ, и читинцы с нетерпением ждут этот памятник именно здесь. Но хотя бы вопросов больше не будет.