Позади шесть созывов 25-летней истории думы Читы. Дума седьмого созыва работает уже в течение 3 месяцев. Каковы главные задачи, стоящие перед главой городского округа, исполняющего обязанности председателя думы? В чём депутаты видят приоритетные направления в работе представительной власти столицы Забайкалья? На эти и другие вопросы ответил глава Читы Евгений Ярилов.
- Как показывает практика, горожане нередко задаются вопросом: почему в городе есть глава городского округа и одновременно руководитель администрации, куда и с чем обращаться? Чем отличается, в частности, глава городского округа от мэра? Что входит в обязанности главы?
- Это чётко прописано в Уставе городского округа: «Глава городского округа является высшим должностным лицом города, обеспечивающим работу органов муниципальной власти», к которым относятся дума, администрация города, контрольно-счётная палата (КСП) и управление регулирования цен и тарифов (УРЦТ).
Сам глава также является муниципальным органом власти. Именно он подписывает трудовые контракты с руководителями администрации, КСП, УРЦТ. Глава Читы также исполняет обязанности председателя думы. При этом он имеет право спросить не только с думы, но и с исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления администрации в рамках полномочий, определённых федеральным законодательством о местном самоуправлении и Уставом городского округа.
Руководитель администрации управляет исполнительной властью города для реализации решений думы Читы и иных полномочий исполнительной власти согласно федеральному законодательству и Уставу города. Если проще, то руководитель администрации – это тактическое управление городом, а глава городского округа совместно с думой - стратегическое. Практика городов, которые работают по этой схеме, показывает: если есть понимание между главой и руководителем администрации, есть и нормальный результат.
Теперь, когда дума 28 ноября назначила руководителем администрации Читы Александра Сапожникова, будем над этим работать. Цели у главы и руководителя администрации одни: в том, чтобы город нормально жил и развивался. Поэтому, уверен, взаимопонимание будет.
- Одна из задач руководства города – принятие бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Что определяет программу действий главы города во время его принятия?
- Таких программных документов, кроме базового федерального закона о «Местном самоуправлении» №131 и Устава города, несколько: стратегия социально-экономического развития города до 2030 года, план социально-экономического развития, бюджет города. Задачи главы во взаимодействии с депутатами и аппаратом думы – актуализация, совершенствование правовой базы для их исполнения, поиск и привлечение ресурсов.
К сожалению, о воплощении каких-то глобальных проектов, о которых мечтают многие горожане, говорить пока не приходится. Бюджет примем остродефицитным, максимально ориентированным на социальные, а не экономические вопросы.
Для глобальных проектов нужны глобальные инвестиции, и для их прихода нужно создать соответствующие условия. Главная задача при таком бюджете – сохранить исполнение властью своих первоочередных обязательств перед горожанами. При этом продолжать их планомерно улучшать за счёт участия в федеральных программах и национальных проектах. И в этом без конструктивного диалога с коллегами из Законодательного собрания Забайкальского края не обойтись.
- Наполнение бюджета зависит и от развития малого и среднего бизнеса. Какие стоят задачи в укреплении его позиций?
- Необходимо сделать так, чтобы органы власти были гарантом развития предпринимательства в городе. Пока этого в должной мере не происходит. И это проблема. Поэтому поставил для себя задачу всесторонне исследовать её и найти пути решения. Активно встречаюсь с представителями малого и среднего бизнеса. Также инициировал детальный анализ эффективности работы органов исполнительной власти, отвечающих за данное направление. Результат, уверен, будет.
- Если говорить о расходной части принимаемого бюджета, уже сейчас можно прогнозировать, что львиную долю средств в 2020 году направят на обеспечение деятельности муниципальных учреждений образования?
- Да, развитие сферы образования остаётся приоритетом. Проблем много: и старение материальной базы, и нехватка школ и детских садов, и оставляющий желать лучшего уровень заработной платы работников образования. Я дал поручение о проведении анализа всех направлений работы в этой сфере для выявления и актуализации проблем, рисков, слабых сторон. Результатом должен стать всесторонний пошаговый план действий на пятилетку – срок действия полномочий думы.
- Злободневными остаются нерешённые вопросы в сфере ЖКХ, транспортного обеспечения, градостроительства. Каковы главные задачи здесь?
- Во-первых, совершенствование работы управляющих компаний. Количество жалоб на работу УК просто зашкаливает. Но никто не смог мне вразумительно объяснить, в чём причина и что нужно делать. Инициировал исследование и этого вопроса. Хочу докопаться до сути и после этого выстроить план действий по улучшению ситуации. Активно начал изучать опыт более успешных в этом направлении городов, привлёк к этой работе депутатов и аппарат думы. Если требуется совершенствование нормативно-правовой или даже законодательной базы, значит, будем добиваться.
На мой взгляд, для улучшения качества предоставления услуг ЖКХ населению и совершенствования тарифной политики необходимо наладить постоянный эффективный диалог с ресурсоснабжающими организациями. А не так, как это происходит сегодня: депутаты приглашают руководителей этих организации на заседание профильного комитета, те отчитались, пообещали исправить недостатки – и до следующего заседания.
В пожарном режиме, иначе не скажешь, работает и администрация Читы с организациями коммунального комплекса. Такой уровень координации работы ресурсников и исполнительной власти, который достигнут на сегодня, на мой взгляд, недостаточен.
Однако наскоком эти вопросы не решишь. Более того, можно навредить, усложнить ситуацию ещё больше. Процесс должен быть постепенным, пошаговым. И такую возможность мне предоставляет как раз руководитель администрации города: он ежедневно решает тактические вопросы, предоставляя мне таким образом возможность исследовать проблемные вопросы и обдуманно корректировать стратегию.
Болезненная тема - транспортное обеспечение. И хоть я не сторонник критики предшественников – смысл ворошить прошлое, если его изменить уже нельзя - в этом вопросе они явно не доработали. Непонятно, зачем стали изобретать велосипед. Вместо того чтобы взять за основу апробированное, успешно работающее в других городах положение о пассажирских перевозках и адаптировать под Читу, изобрели своё, но подстроенное под конкретных перевозчиков.
Никто не удосужился создать обоснованную транспортно-логистическую схему, привлечь для этого специалистов. В итоге конкуренцию уничтожили, поставили на грань выживания муниципальный транспорт – троллейбусы, их маршруты на 75% пересекаются с маршрутными такси, которые и забирают у них пассажиров. В течение многих лет горожане обращаются в администрацию с жалобами: вечером из отдалённых районов не уехать, а перевозчик не несёт за это никакой ответственности. Немало и других проблем в транспортном обеспечении горожан. Этим вопросом также занимаюсь, создал рабочую группу, привлекаю экспертов.
Актуальная проблема - генеральный план. Очередную версию к концу года должен предоставить подрядчик, выигравший конкурс. Однако к предварительным результатам, которые мне предоставили, у меня есть очень много вопросов. В тоже время, какими бы ни были мои личные познания в этом вопросе, есть люди, которые в этом разбираются лучше меня. Вот таких я в настоящее время и привлёк в качестве экспертов для более качественного изучения.
- Власть, которая действует сама по себе, в отрыве от тех, для кого она существует и работает, обречена на неуспех. Как вы относитесь к этому тезису?
- Совершенно с ним согласен. Без плотного, конструктивного диалога с народом власть не состоится. Более того, этот диалог должен носить характер соуправления, каждодневного соучастия горожан в управленческой деятельности. Чем сильнее станут общественные советы, чем больше будет ТОСов (территориальное общественное самоуправление), тем сильнее будет город.
Уже сегодня мы объединили усилия по совершенствованию правовой базы и привлечению лучших практик с некоторыми из глав районных администраций, общественными организациями. Как и по другим проблемным вопросам, мы начали с исследования состояния дел, анализа сильных и слабых сторон, рисков и возможностей. Мы начинаем не с нуля - многое уже сделано. Однако недостаточно для того, чтобы активные горожане во всех районах города чувствовали себя вовлечёнными в процессы управления городом. И принимали в нём активнейшее участие.
Поэтому приступили к разработке новых векторов возможного развития, изучаем удачные практики других городов, определяем актуальность и формируем цели, под которые подводим задачи для их достижения. Одновременно занимаемся поиском ресурсов, необходимых для реализации задач.
Сегодня в городе зарегистрировано 257 общественных организаций. Это серьёзный показатель того, что в Чите много активных граждан. И задача власти – координировать их работу и всесторонне помогать. С имеющимся потенциалом общественных организаций, думаю, можно много полезного сделать для нашего города.
Но, к сожалению, многие из них действуют разрозненно, порой даже дублируя те или иные задачи. И для начала, пожалуй, нужно найти точки соприкосновения, соединить все благие дела общественников для города воедино. Тогда, убеждён, получим эффект.
Серьёзный потенциал, на мой взгляд, содержат в себе общественные советы микрорайона, района, города. Задача муниципальной власти – привлечение всех инициативных горожан и общественников к реальному соуправлению городом.
- Какие кардинальные проблемы, по вашему мнению, требуют скорейшего решения?
- По-прежнему нет права распоряжаться землями, собственность на которые не разграничена. Считаю, что хозяином земли, на которой расположен городской округ, и должен быть сам городской округ. Прецеденты есть: Хабаровск, Новосибирск. Хочу, чтобы мы стали следующими.
Необходимо увеличить долю налоговых отчислений и сборов, которые собираются на территории муниципалитета в пользу самого муниципалитета. И активная работа в этом направлении уже начата.
Ещё одна проблема – земли военведа. Зачастую мы не можем запланировать строительство детского сада или другого нужного для горожан объекта, произвести благоустройство на землях военведа, а их у нас на территории городского округа почти 50%, поскольку Министерство обороны РФ разрешения не даёт, хотя земля и не используется. Проблема здесь в эффективном использовании земли: не можешь пользоваться, значит, плати за это, как все, налог за землю. Разумеется, будем искать понимание со стороны вышестоящей власти.
- Вы обозначили достаточно много проблем. Близко ли до практического воплощения?
- Уверен, многие проблемы удастся решить. Дело во времени. Обозначенные проблемы объективны. Но нужен всесторонний анализ, исследование, поиск возможностей и людей, умеющих их решать. Причём, времени на раскачку нет.
Есть конкретные предложения относительно того, как укрепить позиции местного самоуправления, есть соответствующие структуры, которые обязаны принять необходимые меры. Но ещё раз повторю: решить проблемы с наскока не получится. Хочу применить проектно-целевой метод, которым пользовался ранее, и который принёс положительные результаты.
Многому предстоит научить конкретных исполнителей. Многому предстоит научиться самому – только опыта руководства учебным заведением для главы городского округа, к сожалению, недостаточно. Мы с коллегами уже начали работу, приступили к всестороннему анализу. Предшественники построили хороший фундамент. Теперь необходимо его укрепить и продолжать на этой основе развивать, строить нашу Читу, делая её более современным, комфортным для жизни городом.
На правах рекламы.