Несколько десятков читинцев в мороз 23 ноября устроили спортивный праздник в сквере на Гагарина. Так они отреагировали на решение вырубить этот сохранившийся участок соснового леса под строительство соцжилья. Власти ответили в декабре - обещаниями, манипуляциями и подковёрными решениями.
Спорная территория занимает чуть больше полгектара реликтового леса между улицей Кирова и пятиэтажным домом на Гагарина, 17. На территории - лишь несколько тропинок, старая детская площадка и полсотни деревьев.
В плотно застроенном микрорайоне сквер остался единственным свободным и относительно ровным местом. Новообразованный совет общественности Соснового бора узнал о планах на строительство, решив провести там мероприятие.
Ноябрьскому празднику, когда жители украсили сквер цветными флажками и устроили весёлые старты для соседских детей, предшествовало обращение к губернатору Александру Осипову. Спустя почти месяц, признаются местные, попасть на приём или встретиться с главой региона не получилось, но в микрорайон зачастили городские и краевые чиновники.
Спорным участком владеет департамент государственного имущества Забайкальского края, территория передана в оперативное пользование «Службе единого заказчика» - в 2020 году здесь планируют возвести дом для переселенцев из аварийного жилья.
- И парк надо строить - я безусловно за, но и людей надо заселять, - убеждал журналистов руководитель городской администрации Александр Сапожников 9 декабря, когда предложил им посетить встречу жителей с властями. - Скажу сейчас, что строим парк, а завтра, получается, соберу людей и скажу: «Вы туда не заселитесь»?
По информации комитета градостроительной политики, в очереди на переселение стоят 175 читинских домов - и это лишь те, что признали ветхими до декабря 2017 года. В Ингодинском административном районе, где находится приговорённый к вырубке сквер - 24 дома с почти 150 аварийными квартирами.
Ни один из многочисленных бараков Соснового бора в программу переселения не попал.
Пыль в глаза
Городские чиновники и сотрудники департамента госимущества 9 декабря встретились с сосновоборскими активистами, чтобы убедить в неотвратимости строительства и предложить разбить парк на ближайшем пустыре - узком склоне между улицей Гагарина и оврагом.
- Нам нужны гарантии Осипова, что парк действительно появится, - сетовали жители на рейтинговую систему благоустройства города.
- Как начнётся строительство, люди из семнадцатого дома [по Гагарина] ведь взбунтуются - многоэтажка закроет свет…
- Если эти сосны вырубят, то какой мы тогда Сосновый бор?
Читинцам ответили, что судьба участка решена с 2011 года, когда прошли слушания - о них защитники сквера не помнят, а чиновники не могут ни показать документы с результатами, ни назвать точную дату их проведения.
Неясно, о каких слушаниях говорят власти.
Территория сквера на Гагарина попала в зону жилой многоэтажной застройки (Ж-1) как минимум в 2009 году, когда гордума утвердила Правила землепользования и застройки. Аналогичное назначение тогда получил и участок вдоль оврага, который предлагают благоустроить вместо парковой зоны. Назначение обеих территорий, согласно документам городской думы, не менялось за 10 лет.
По данным Росреестра, участок в 2007 году поставили на кадастровый учёт и больше не проводили никаких операций с землёй.
В общении с жителями чиновники указывают не только на социальную важность дома для переселенцев, но и сетуют, что на проект уже потрачены деньги.
Это не так.
«Служба единого заказчика Забайкальского края» объявила тендер на проектирование лишь 6 декабря - после обращения жителей к губернатору, после протестного праздника и всего за трое суток до встречи городских властей с советом общественности Соснового бора. Согласно техзаданию, подрядчик должен за 9,2 миллиона рублей провести планировку и спроектировать многоэтажный дом на 162 квартиры.
Заявки проектировщиков принимаются до 9 января 2020 года, а подрядчик определится после 22 января - лишь тогда краевые власти подпишут первый контракт. Срок сдачи проекта - 1 июля - и только тогда на дом потратят первые деньги.
Кажется, это значит, что слушаний по планировке территории дома для переселенцев тоже не было. Как не было никаких многомиллионных затрат. Есть только краевое правительство, которое согласовало точечную застройку на месте сосен и неожиданно напоролось на противодействие местных жителей.
- Мало того что строят многоэтажный дом [на месте сквера], потом начнутся проблемы с поликлиникой, со школой - всё уже переполнено, - признала в комментарии «Чита.Ру» исполняющая обязанности главы администрации Ингодинского района Елена Тачкина.
В общении с жителями Тачкина поддерживает генеральную линию властей, вежливо предлагая жителям - возможно, когда-нибудь, в случае победы в голосовании - благоустроить пустырь, но в отличие от категоричных сотрудников департамента госимущества часто оговаривается, «если всё-таки будем строить дом».
За последние 10-15 лет появились новостройки на Украинском бульваре, Славянской, Гагарина и Белорусской. У северной границы микрорайона растёт жилой комплекс «Видный» на несколько сотен квартир. Нагрузка на социальную инфраструктуру достигла предела, но в Сосновом бору всё те же две построенные в советское время школы, поликлиника и лишь один новый детсад из четырёх. Появление новостройки на месте сквера - не просто урон природе, это ещё большее увеличение напряжённости.
Ситуация с парковой зоной на Гагарина похожа на историю с расширением детсада на месте реликтовых сосен на углу Горького и Смоленской. В обоих случаях краевые власти при попустительстве городской администрации решают социальные проблемы настоящего, не считаясь с природой и последствиями в будущем. Сосны на Горького город отстоял.