Своё традиционное обращение к Федеральному Собранию президент Владимир Путин в этом году начал с невероятных ништяков, от которых кружится голова и подкашиваются ноги.
Классные руководители в школах получат дополнительные выплаты, выпускники школ – больше бюджетных мест в вузах, бизнесмены – более выгодные и простые условия для своего дела.
Самый пухлый мешок подарков Путин пообещал семьям с детьми: тут и материнский капитал за первенца, и частичное погашение ипотеки после третьего ребёнка, и ежемесячные выплаты за детей от 3-х до 7 лет. Дальше школа, а там – бесплатное горячее питание для начальных классов.
Аплодисменты, выброс дофамина в кровь, зрачки расширяются, сердце бьётся чаще. На десерт бесплатный для всех интернет, правда, только на некоторые российские сервисы.
И хотя формально глава государства может лишь давать рекомендации сенаторам и депутатам, все прекрасно понимают: не исполнишь – всё, пока, политика и жизнь на широкую ногу.
Хлопать и улыбаться присутствующим в зале приходится даже после предложения лишить крупных политиков и судей права жить за рубежом.
«Предлагаю на конституционном уровне закрепить обязательные требования к лицам, которые занимают должности, критически важные для обеспечения безопасности и суверенитета страны. А именно: главы субъектов федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, председатель правительства, его заместители, федеральные министры, руководители иных федеральных органов, а также судьи не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства».
Стенограмма «Российской газеты»
«Подождите-ка, – отходит мой рассудок от веселящего газа президентских обещаний. – Это что, Конституцию нужно будет переписывать?»
Путин и не скрывает: «Высказывания на тему изменения Конституции уже прозвучали. И полагаю возможным обозначить здесь и свою позицию, вынести на обсуждение ряд конституционных поправок, которые считаю вполне обоснованными и важными для дальнейшего развития России как правового социального государства, в котором высшей ценностью являются свободы и права граждан, достоинство человека, его благополучие».
Свободы и права, говорит. А потом, пока половина страны бьётся в конвульсиях от передозировки льготами, выдаёт лучший твист в истории: давайте установим главенство российской Конституции над нормами международного права. Сейчас в основном законе нашей страны говорится обратное.
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Статья 15, пункт 4
Казалось бы, ничего ужасного в этом нет: нынешняя Конституция России считается чуть ли не идеалом. Только вопрос не в том, что написано в документе, а как он исполняется. И когда вы пойдёте доказывать, что ваши конституционные права нарушены, кому в итоге решать, так это или нет? Правильно, Конституционному суду России.
А теперь очередное предложение президента: «Считаю необходимым предусмотреть в Конституции полномочия Совета Федерации по представлению президента России отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, свидетельствующих о невозможности сохранения лицом статуса судьи».
То есть вскоре у исполнительной и законодательной веток власти появится рычаг давления на судебную, а искать справедливость в международных инстанциях станет бессмысленно. Причём происходит всё настолько стремительно, что вскоре после выступления Путина премьер-министр Дмитрий Медведев распускает федеральное правительство, чтобы «рекомендации» начали действовать ещё до поправок в законы.
Нас зажали в тиски суверенного государства. Провернулась очередная гайка, и всё это под лозунги про мощные резервы и восстановленное единство страны.
Но зато чиновники не смогут за рубежом жить, ух!