Президент России Владимир Путин на неделе обратился с посланием к Федеральному собранию, в котором расписал целый перечень мер по поддержке населения, после чего анонсировал изменения в Конституцию и пообещал утвердить их на всенародном референдуме. Через несколько часов после этого в отставку ушло федеральное правительство Дмитрия Медведева, и Путин выдвинул на его должность руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина.
Первоначально колонка была опубликована в субъективном обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 19 января 2020 года.
Страна утонула в ожиданиях. Ещё вчера всеми руками поддерживавшие политику партии чиновники и депутаты внезапно прозрели и поняли, что именно Мишустин должен руководить федеральным кабинетом министров. Кто-то слил в ведущие федеральные СМИ информацию о том, что Путин уволил Медведева, поскольку оказался недоволен результатами реализации национальных проектов. Губернатор Забайкальского края Александр Осипов вспомнил опыт своего конструктивного знакомства с новым премьером. Все подметили, что именно такого человека, как Мишустин, страна ждала все последние годы.
Даже вечно недовольные федеральными властями московские издания выпустили комплиментарные статьи о Мишустине – он равноудалён от центров силы, провёл удачную даже по мировым меркам цифровую и смысловую реформу в налоговой системе страны, в результате которой собираемость налогов растёт темпами, в десятки или даже сотни раз опережающими рост российской экономики (из макроэкономических показателей в России в основном только налоги и растут).
Сообщается, что Мишустин умеет разрешать конфликты, имеет авторитет и в стране, и за её пределами, сумел построить систему, в которой рост налоговых поступлений в бюджет одновременно волшебным образом сочетается с сокращением административного давления на бизнес. Кажется, что вот-вот страна отправится в экономический прорыв. Способствовать этому будут как политические изменения, которые в Конституцию явно вносятся ради вполне конкретного Владимира Путина, так и Мишустин, который внесён в правительство ради всех россиян.
Вот, например, член рабочей группы по изменению Конституции директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России Талия Хабриева заявила, что вот-вот всё изменится: «То, что указал президент — это не технические изменения, это полномасштабная реформа. И она касается таких важных элементов жизни общества и государства, когда мы можем говорить, что в ближайшее время произойдёт заметное улучшение в жизни российских граждан».
Я всё жду, когда наше общество перестанет жить пустыми надеждами, но с годами этот процесс вроде как только набирает силу. Мы верим в новых премьеров, новых губернаторов, новых министров, забывая о том, что никак не меняется система, из которой все эти люди выходят и которой продолжают служить. Теперь вот мы верим в том, что изменения в Конституции могут как-то изменить жизнь в стране к лучшему, хотя довольно очевидно, что к реальной жизни отношения они не имеют, а вносятся ради сохранения власти действующей властью.
Да, конечно, странно было бы, если бы президент и его окружение не планировали тот самый транзит, о котором так много говорят. Конечно, логично спланировать и провести этот транзит так, чтобы ничего не обрушить, не разбазарить те достижения, которых удалось добиться за последние 20 лет, и в конечном итоге не дать развалить страну, которая в едином состоянии нужна только нам.
Но как же жутко смотреть на то, как наши политики разучились здраво размышлять и говорить правду на публику, десятилетиями занимаясь прославлением каждого слова высшей власти вне зависимости от того, кто сейчас эта власть, что именно она говорит, и – самое главное – что та же самая власть говорила и делала 20 лет до этого. Мне вот эта говорильня кажется гораздо более серьёзной проблемой, чем собираемость налогов и монетарная политика Центробанка.