«Чита.Ру» 10 февраля опубликовало расследование «Фонд развития Александра Осипова». В нём приведены подтверждения тому, что предвыборный проект «Забайкалье — наш дом» мог финансироваться из средств, пожертвованных региону крупными компаниями, в том числе «Норникелем», «Байкальской горной компанией» и РЖД. Фонд развития Забайкальского края, предположительно, заплатил около 40 миллионов рублей за концерты звёзд эстрады в регионе и многочисленные публикации в СМИ. Неоднократный участник выборов губернатора региона, депутат заксобрания от КПРФ Николай Мерзликин высказал своё мнение по этому поводу.
«Такие пожертвования начались не сегодня. В своё время я иницировал обращение к [прошлому губернатору Забайкальского края] Наталье Ждановой по поводу договоров о сотрудничестве, которые заключались между краем «Норильским никелем» и «Байкальской горной компанией». Как и «Чита.Ру», мне шли такие же пустые отписки, особенно сильно в них упражнялся [руководитель администрации Ждановой Дмитрий] Кочергин.
Сейчас происходит следующее. Предприятие, работающее или создаваемое у нас на территории, регистрируется как краевой или федеральный инвестпроект. Ему положены некоторые льготы — это снижение ставки по налогам на землю, имущество и прибыль. Эти вопросы принимаются законом Забайкальского края.
Я считаю, что это правильное направление работы. Что такое инвестиции в горной отрасли? Быстринский ГОК — это больше 10 лет от начала до ввода в эксплуатацию, ещё даже не выхода на проектную мощность. Помогать, безусловно, надо, чтобы инвесторы шли на нашу территорию. Потому что те месторождения, которые у нас есть, они крупные, но крайне сложные и по природно-климатическим условиям, и по геологическим.
В обмен по договору сотрудничества они жертвуют какие-то средства. Понятно, что эти средства принадлежат Забайкальскому краю, а не администрации, не правительству, не Осипову, не Нехаеву. Никому из них и нас в отдельности. Они принадлежат Забайкальскому краю, поэтому и расходоваться эти средства должны в интересах Забайкальского края.
Есть такая форма — бюджет. Заключается государственный контракт, который утверждается заксобранием, и это всё включается в бюджет. Почему нет? Да! Я считаю, так может быть.
Сейчас губернатор подписывает соглашение и дальше деньги направляются в фонд. Фонд имеет право на существование – он решает ряд вопросов, которые с помощью других инструментов решить сложно. Но это не должно находиться в компетенции только одного губернатора. Эта схема непрозрачная, непубличная, а значит создаёт коррупциогенное пространство.
Я надеюсь, ваша публикация будет воспринята как открытое письмо губернатору Забайкальского края. И он должен дать открытый и честный ответ не только на словах, но и на деле.
С его стороны, прежде всего, необходимо создать условия, при которых пожертвованные краю средства будут использоваться открыто, прозрачно и публично. Тот контролирующий орган, который существует при фонде (правление и попечительский совет — ред.), должен быть сформирован не из зависимых людей, не из работников администрации, а из самостоятельных, порядочных, независимых людей, которые являются лидерами общественного мнения. Должны публиковаться договоры со всеми приложениями. Должна открыто и публично формироваться программа по этим средствам. Только при таких условиях распределение средств через фонд будет честным и открытым.
Если этого не произойдёт, для меня лично этот фонд останется в коррупциогенной зоне под патронажем губернатора Забайкальского края! И та пропасть недоверия людей к власти только углубится. Других вариантов я не вижу».