Центральной темой недели стало голосование за поправки в Конституцию, которые, помимо всего прочего, предусматривают возможность обнуления сроков действующего главы государства Владимира Путина (он сможет выдвинуть свою кандидатуру на выборах в 2024 году и в 2030 году). Также журналистов «Чита.Ру» заинтересовал визит министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова, который поднял проблему роста цен на квартиры в Чите.
Екатерина Шайтанова: Спецоперация «Вечный Путин»
Николай Мерзликин был единственным депутатом заксобрания Забайкальского края, который голосовал против поправок в Конституцию, предложенных президентом, поддержанных Госдумой и утверждённых Советом Федерации, и сразу после этого принял приглашение прийти к нам в проект «Редколлегия».
Не знаю как у вас, а вокруг меня только так можно выключить это безумие, где нормой считается дымовая завеса из невероятных поправок в Конституцию про бога, детей и почти что пельменей, скоростной фарс про обнуление, невозмутимые лица, которые поверх всего этого бубнят, что на переправе коней не меняют, бу-бу-бу, бу-бу-бу.
И тут — раз! — Мерзликин, который счёл возможным голосовать против, возвращает меня в реальность здоровых людей.
Николай Владимирович, вы прекрасны, будьте всегда.
Редколлегия: Как «Единая Россия» в Забайкалье принимала поправки в Конституцию
Анатолий Мишаков: Заксобрание голосует за поправки в Конституцию
Заксобрание Забайкальского края практически единогласно 12 марта проголосовало за поправки в Конституцию, воздержалась только фракция КПРФ, член которой Николай Мерзликин вообще проголосовал против.
Редколлегия: В какие игры играет Владимир Путин
Андрей Козлов: Федеральный министр Козлов и забайкальские козлы отпущения
Федеральный министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов на уходящей неделе побывал в Забайкальском крае с рабочим визитом, в ходе которого, в частности, обсуждался рост цен на квартиры в Чите. Если ещё лет пять назад все возмущались стоимости квадратного метра в 50 тысяч рублей за квадратный метр, то в начале 2020 года цены подтянулись к 70 тысячам рублей.
Министр Козлов, если верить «Википедии», заканчивал Московскую академию предпринимательства при правительстве Москвы по специальности «Юриспруденция», то есть он юрист по образованию, который учился в стенах вуза, из названия которого можно сделать вывод о близости юриспруденции к предпринимательству. Но удивляется министр так, как будто учился биоинженерии или изящным искусствам.
«Если жильё уже сдалось, то в чём там рост цен? Понятно, что при закладке нового объекта кирпич может вырасти в цене. А в сданном что может вырасти?» - сказал министр Козлов на пресс-подходе. Читать это немного не по себе – чувствуется, что в федеральном правительстве есть, как бы это помягче сказать, некоторое недопонимание процессов, которые происходят на вверенных министрам территориях. Как бы это не новость, но всегда немного жутковато.
Цены на жильё в Чите растут исключительно потому, что на жильё растёт спрос, а в городе очень ограниченное предложение на рынке первичного жилья. Высокий спрос, низкое предложение – при чём тут цена кирпича вообще?
«Мы смотрим по динамике цен на сданное жильё и рост в январе к декабрю составил порядка 19%. Факторы, которые влияют: мы, общаясь со строителями и банкирами, поняли, что не решены вопросы будущих строек. Пока застройщики не понимают горизонт своего планирования, будущих работ, пытаются на существующем продукте заработать, потому что прогнозируют непредвиденные расходы, связанные с эскроу-счетами», - говорит министр Козлов.
То ли журналист выдрал слова Козлова из контекста, то ли строителей пытаются сделать единственными козлами отпущения за неумение государства и регионов планировать последствия своих действий в реальной экономике или хотя бы потом с открытым забралом отвечать за них.
Уж не знаю, сказал ли кто-то министру Козлову, но ограниченность предложения на рынке первичного жилья связана с тем, что в Чите, как и во многих других регионах, после многочисленных экспериментов федерального правительства с правилами игры в жилищном строительстве почти не осталось жилищного строительства. В Забайкальском крае ситуацию усугубили гуманитарии и просто проходимцы от власти, которые инструментами политического популизма добили строительных середняков, оставив в регионе фактически 4-5 строительных компаний, страдающих от нехватки как финансовых ресурсов для строительства, так и всего остального.
В регионе нет кадров, заводов по производству сырья, работающих планов развития территорий, нет генплана в Чите, зато полным-полно дилетантов и политических временщиков, которые успевают в основном только обещать и – как показывает начинка пресс-релизов силовиков и беседы с ошалевшими от происходящего в регионе безумия источниками – воровать.
Отдельно интересно, что думает министр Козлов про влияние на цены жилья в Чите 2-процентной ипотеки? Это прекрасный инструмент удержания людей на территориях ДФО (правда, он никого толком не удерживает), но неужели министр Козлов думает, что дешёвая ипотека не подстегнёт спрос и не двинет цену наверх?
Сообщается, что управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю начнёт проверку роста цен, который ещё до проверки назвали необоснованным.
Как говорится – так победим!
Редколлегия: Влияет ли ипотека в 2% на стоимость жилья в Чите?
Татьяна Пояркина: Дальневосточная иллюзия
Министр развития Дальнего Востока Александр Козлов, который посетил Читу на этой неделе, заявил, что цены на жильё в Забайкалье выросли на 19%.
«Мы смотрим по динамике цен на сданное жильё и рост в январе к декабрю составил порядка 19%.Факторы, которые влияют: мы, общаясь со строителями и банкирами, поняли, что не решены вопросы будущих строек. Пока застройщики не понимают горизонт своего планирования, будущих работ, пытаются на существующем продукте заработать, потому что прогнозируют непредвиденные расходы, связанные с эскроу счетами», — сказал Козлов.
Он добавил, что не понимает, с чем связан рост цен на квартиры уже в сданном доме: «Если жилье уже сдалось, то в чем там рост цен? Понятно, что при закладке нового объекта кирпич может вырасти в цене. А в сданном что может вырасти?» .
При этом министр развития Дальнего Востока почему-то не упоминает дальневосточную ипотеку, которая, отчасти и спровоцировала этот рост цен. Видимо, чтобы не признавать очевидную уже всем неидеальность этой программы.
Поначалу дальневосточная ипотека казалась программой для людей. Наконец-то у молодых семей появится возможность приобрести жильё по низкой процентной ставке. Первоначально авторы программы заявляли, что дальневосточная ипотека создана для людей, а не для застройщиков. Поэтому квартиры можно будет купить как на первичном, так и на вторичном рынках. Тем не менее, программу запустили только под новое жильё. Видимо, решили помочь застройщикам. Этим самым урезали возможность покупки жилья для молодых семей, ради которых всё и начиналось.
Уже через месяц застройщики начали повышать цены на жильё. Некоторые на 10 тысяч рублей за квадратный метр. Это привело к росту первоначально взноса при покупке квартиры. Семьям, которые рассчитывали купить по программе большие квартиры, стало вообще невыгодно брать дальневосточную ипотеку.
И это вся история такая типичная для современного мира. Когда анонсируется благо, удача, шанс, возможность, а на деле всё оказывается иллюзией. Но признавать это и корректировать вряд ли кто будет.
Андрей Затирко: Почему Забайкалье останется без врачей
Контрольно-счётная палата Забайкальского края отчиталась о проверке закупки жилья для медиков, подтвердив мои предположения о чрезмерно завышенных ценах при покупке жилья в Чите (82 тысячи рублей за «квадрат» вторички). Одна из причин — суммы, которые уходят посредникам: риэлторы забрали себе около 20% бюджетных средств, то есть 12,5 миллиона рублей с продажи 34 квартир. Больницы отказались от 15% закупаемых квартир из-за их низкого качества, пришлось расторгать контракты и искать других продавцов. Закупка 200 с лишним квартир с 2019 по 2021 годы закроет только 15% от потребности в жилье для медиков.
В России не хватает врачей. Проблема стоит в большинстве регионов, причём Забайкалье не в лидерах. На конец 2018 года в стране было около 50 тысяч незакрытых вакансий врачей и ещё около 50 тысяч вакансий среднего медицинского персонала.
Это создаёт бешеную конкуренцию за квалифицированных медиков. Более богатые и благоприятные для жизни регионы переманивают лучших специалистов из таких субъектов федерации, как Забайкальский или Камчатский край. Лучший пример трудовой миграции – семья врачей Евгения Размахнина и Ольги Кудрявцевой, переехавшая осенью 2018 года из Забайкалья в Краснодарский край. Через год после переезда они получили от властей служебную квартиру в Геленджике.
Все 203 квартиры, которые в Забайкалье купят с 2019 по 2021 годы, приобретаются за счёт федеральной субсидии. Но даже к этим деньгам чиновники относятся попустительски, спуская 20% в расходы на посредников, в 15% случаев допустивших откровенный брак. На 12,5 миллиона рублей, которые риэлторы заработали на продаже 34 квартир, можно было купить ещё 4-5 таких квартир.
«Жилье для медицинских работников – это очень важный стимул, который поможет закрепить специалистов в районах края, особенно в отдалённых селах, где сегодня стоит острый дефицит врачей, медсестер, фельдшеров», - заявлял в релизе-отчёте про закупку квартир министр здравоохранения Забайкалья Валерий Кожевников.
С таким подходом к трате федеральных денег не поможет, Валерий Вениаминович!
Редколлегия: Доколе Забайкалкрайстат будет рисовать безумные зарплаты врачей
Юлия Скорнякова: Агинское простилось с выборами
Агинское на фоне обсуждения изменений в Конституцию как-то незаметно отказалось от прямых выборов главы посёлка. «Мы сами узнали случайно. Тем, кто будет против, уже говорят замолчать», — позвонил нам в редакцию один из жителей.
Я к словам про запугивания отношусь скептически: во-первых, не докажешь, во-вторых, если ты и правда имеешь мнение и знаешь законы, то кто может помешать тебе его отстаивать?
Однако попытки получить комментарий от администрации Агинского показали, что власти и правда замалчивают процесс подготовки к внесению изменений в устав поселения. Что либо комментировать в Агинском были готовы только после общественных слушаний, на которых в итоге большинством голосов изменения приняли.
Так тихо, без лишнего шума и обсуждений в Агинском началась новая эра. Система управления в здешней администрации теперь станет калькой системы управления Читой, сити-менеджером работает тот, на кого покажет администрация губернатора, а не люди, на которых этот сити—менеджер будет работать.
Редколлегия: Нужна ли муниципальная реформа в Забайкальском крае?
Екатерина Рахманова: Кому пожары тушить?
Минприроды Забайкалья на неделе высказалось против самостоятельного тушения пожаров добровольцами.
«Волонтёры молодцы, но они не понимают, что такие пожары очень опасны. Рвутся куда-то сами. Пусть лучше просто нам помогают», — сказал замначальника управления охраны и защиты леса министерства природных ресурсов Забайкальского края Сергей Агарков.
Забайкалье горит каждую весну, и тушение пожаров — это, конечно, ответственность регионального правительства, которое выполняет соответствующие полномочия федерального центра. Но вся история сражения с лесными пожарами говорит о том, что порой без участия добровольцев не обойтись.
В маленьких забайкальских сёлах на всю деревню чаще всего одна водовозка. Зато есть люди, которым надо спасти собственный двор от огня. И когда огонь подходит к деревне, на ожидание помощи из района или краевого центра нет времени. Люди берут грабли, лопаты, мётлы и отбиваются от стихии самостоятельно, не разбираясь в том, опасно это или нет. И вряд ли бы эти люди с мётлами отказались от помощи добровольцев.
Организованные добровольцы — не случайные люди. В добровольческих отрядах действуют довольно строгие правила, каждый доброволец проходит курс подготовки и инструктаж перед очередной поездкой на тушение возгораний, и,, конечно, каждый из них осознаёт, чем опасны пожары. И, кажется, проблема в работе с добровольцами не в том, чего они не понимают, а в том, как именно краевая власть понимает взаимодействие с ними.