«Живём, как на угольном разрезе», — слышат от читинца журналисты, представители власти и прокуратуры. Живущий на Большом Острове Андрей Дубинин проводит короткую экскурсию по своему двору. Всюду уголь и чёрная пыль. Белые собаки посерели, а недавно привезённый песок уже похож на золоотвал. Глава администрации Читы Александр Сапожников за полчаса сам почувствовал, что на Вокзальной, Шестипёрова и Гончарова в районе Острова нечем дышать, а как здесь люди с детьми живут постоянно — просто не понимает. По соседству — небольшая угольная компания. Руководитель Читы обещает помочь. Скоро ли?
Два года жители Большого Острова жалуются в администрацию города и пишут заявления в надзорные органы. В итоге добились встречи с Александром Сапожниковым, после которой тот лично решил выехать на место и проверить ситуацию.
На месте сразу стало очевидно — дышать здесь нечем, а над домами стоит облако жирной угольной пыли.
«Я живу здесь 43 года, так было не всегда. Эта дорога (отрезок улицы Шестипёрова — Я. С.) всегда была асфальтирована — тут был Гортоп. Больше топили дровами, а угля было чуть, его раньше не было так видно. Плюс у них выход есть через Лазо, где раньше и возили уголь», - говорит одна из жительниц.
Ещё реплика от местного жителя: «Я живу здесь уже 63 года. Гортоп совсем маленький был. Там раньше на территории была поляна, речушка бежала. Потом они сами расширились до самой речки, а потом и к нашим домам вплотную подошли».
«Читинский гортопсбыт» работал в этом районе до 2015 года, теперь здесь осталось только ООО «Комплекс», которое продолжает заниматься заготовкой угля, леса и их оптовыми поставками. Люди по привычке продолжают называть предприятие Гортопом.
«У них там вперемешку уголь стоит. Тут же за забором — склады с продуктами других предприятий, [эти продукты] потом едут по читиским супермаркетам», - возмущается житель соседнего дома.
Его дом стоит прямо за забором Гортопа. Каждый день мимо идёт по 16 большегрузов с углём, а ночью они стоят рядом, гружёные. Мужчина сразу же пригласил всех пройти внутрь, чтобы показать, как выглядит двор «под углём».
«Мы живём на разгрузке угля, как на угольном разрезе. У нас во дворах, посмотрите, везде уголь. В дома через окна попадает. Вместо земли — уголь. Эта зима вообще была невыносимой. Я считаю, что нужно предприятие переносить. Оно не должно существовать рядом с домами почти в центре города. Когда-то мы сушили во дворах белье, у нас всё росло в огородах, а теперь вот — теплица... Из скважины воды даже не нальёшь», — показывает наглядно хозяин.
Директор наследницы Гортопа компании «Комплекс» Михаил Труфанов появился на встрече позже. Сапожников Труфонову — за 20 минут в районе не чем дышать! На вопрос, может ли Труфанов предложить какое-то решение, последний возмутился, почему он вообще должен что-то предлагать: «А почему они (грузовики с углём - Я. С.) не могут ходить? Здесь дорога. Мы налоги все платим. Всё как полагается. Не надо нам указывать! Мы дорогу сделали, почему я должен что-то ещё возле домов делать?»
Тут же выяснилось, что Роспотребнадзор уже проверил предприятие. По результатам исследования оказалось, что компания не превышает нормативов по уровню пыли, сажи и других веществ. Единственное нарушение, которое нашли — отсутствие производственного контроля и плана санитарной зоны.
«Было выдано предписание по разработке санитарной зоны. Дано для этого это год. По истечении времени мы проведём повторную внеплановую проверку. Санзона должна быть до 500 метров», — объяснила представитель Роспотребнадзора.
Она же разъяснила, что санитарная зона может быть сокращена до 5 метров и до границ предприятия, если не превышает уровней загрязнения. То есть, жители так и могут остаться по соседству с эпицентром угольных облаков. Но если уж будут выявлены нарушения, то предприятие обяжут расселить людей.
Представитель прокуратуры Забайкальского края тут же объяснила, что министерство природных ресурсов края совместно с природоохранной прокуратурой тоже проводили проверку предприятия — по документам «нет вопросов». «Комплекс» соблюдает все требования к выбросам и источникам загрязнения. Поэтому законодательно власти пока не могут как-то повлиять на работу предприятия.
Возмущение возмущением, но для решения нужны какие-то конкретные дела. В течение года предприятие будет брать пробы на концентрацию угольной пыли на территории домов — в разные времена года и разное время суток. После станут понятны и санитарная зона, и судьба соседствующих жителей. Пока и первое, и второе под вопросом.
А причём тут Сапожников?
Побывавший на месте глава городской администрации предложил минимизировать загрязнение с помощью дорожных служб и ГИБДД. Улицы Вокзальная и Гончарова попали в список тех, которые заасфальтируют в 2021 году. Он же предложил установить знаки ограничения въезда большегрузов и разрешить проезд только экстренным службам.
Разговор заканчивался так же, как и начинался — в облаках оседающей угольной пыли.