На пяти квадратных метрах – девятнадцать человек, кто-то выходит постоять на улице, крутит в руках выданный компьютером талончик, через дверное стекло заглядывает на табло.
Колонка впервые была опубликована в разборе событий недели от журналистов «Чита.Ру» 29 марта.
Это «Аптека миницен» на Новобульварной, где раньше можно было сделать заказ на сайте, дождаться смс про «Ваш парацетамол, аскорбинка со вкусом вишни и бальзам «Звёздочка» упакованы», прибежать, нажать на табло «Талон по интернет-заказу» и тут же его получить.
Сейчас здесь по интернет-талонам, кажется, все. Кресла заняты. Места около кресел заняты. Очень хочется чихнуть, хоть и здоровая.
- Ой девушка, а можно товар поменять? Я не то взяла, — возвращается покупательница к окну фармацевта.
- Вставайте в очередь заново, мы тут тоже живые люди! – несётся ей в спину.
- Я уже своё отстояла!
Очередь во всей красе, новые реалии с объявленной президентом неделей домашней самоизоляции и шуршащими тысячными купюрами «на всякий случай в домашнюю аптечку» покупателями. Таким стал мир в большинстве городов России за каких-то несколько дней.
Но Читу в последние 7 дней трясло не только из-за коронавируса, которого, по официальным данным, в крае нет, но и по традиции – из-за снега. Идут годы, меняются руководители города, а каждый средней силы дождь, снег или ветер становятся тут стихийным бедствием. И хоть тресни – ничего не меняется.
За сутки в середине недели выпала месячная норма снега. Звучит страшно, но для бесснежного Забайкалья это уровень, едва скрывающий ботинки. Власти в городе заранее знали о перемене погоды и сообщили о своей готовности к ней. Но утром 25 марта добраться до работы на транспорте можно было только с божьей помощью – даже центральные дороги напоминали катки без всякой посыпки.
Дальше – больше. За день снег на дорогах подтаял, но никуда не делся, а с 6 вечера и до самого обеда следующего дня Чита стала одной громадной трассой для слалома – под коркой льда было не видно даже разметку на пешеходных переходах.
Тут надо отдать должное тем, кто пытался как-то изменить ситуацию. Две бригады дорожников от ДМРСУ почти сутки не уходили с работы, а сотрудницы троллейбусного депо на опасном перекрёстке улиц Богомягкова и Коханского вручную забрасывали дорогу песком, чтобы хоть как-то помочь водителям.
Пока в городе везде колотились машины, стояли троллейбусы и юзом шли от остановок полные пассажиров маршрутки, руководитель администрации Читы Александр Сапожников на планёрке сообщал, что власти города справились со снегом и голодёдом.
Через пресс-службу я попросила узнать у него, достаточно ли, по его мнению, на город стольких, пусть и работающих сутками и на износ, людей. Сегодня пошёл пятый день, ответа нет.
И вот это какая-то уникальная чиновничья реальность, когда они готовы транслировать, что всё хорошо, когда вокруг под лязг железа едва ли не мир рушится. Вот когда обычные люди в этот космос попадают?
От него, кстати, есть простое лекарство: вместо вещания в кабинетах про «справились» и «всё хорошо» выйти, например, вместо тех сотрудниц троллейбусного депо и покидать вёдрами песок. Заодно послушать, что говорят водители. И сразу станет ясно, сколько улиц могут обработать несколько сотрудников ДМРСУ из пары бригад даже во включённом кем-то для них режиме суперменов.