Власти края объявили о намерениях создать первый в регионе музейно-туристический квартал в Чите. Ну как, объявили... Просто наша редакция услышала тщательно маскируемые новые движения вокруг Музея декабристов и отправила запрос в министерство культуры — правда ли, что музею готовят новую экспозицию в новом здании. Правда. Готовят. Ещё и целый музейно-исторический квартал в этой части города появится.
Колонка впервые была опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 19 апреля.
Всё выглядит так, будто музей останется музеем, только станет больше — намного больше. И я бы радовался этому, если бы не знал всю историю взаимоотношений Музея декабристов с Читинской епархией.
Позиция епархии проста и безапелляционна — музей должен быть выдворен, в здании Церкви декабристов должны проходить службы. И этой позиции почти столько же лет, сколько самому музею. Доводы о том, что Церковь декабристов из храма давно, очень давно превратилась в символ Читы с мощнейшим мемориально-символическим содержанием, в памятник зодчества, не предназначенный для служб, не действуют. Каждый новый митрополит уверен — Carthago delenda est.
Если будет нужно, я заново соберу для нашей ленты всю историю этого противостояния, а пока приведу слова Почётного гражданина Читы, доктора исторических наук, профессора Михаила Константинова, сказанные 5 лет назад:
- Оказавшись в Чите, декабристы собрали средства на ремонт уже ветхой к тому времени церкви. Так они спасли это уникальное здание. Затем с церковью, которая находилась буквально в 100 метров от острога, связана вся история пребывания декабристов в Чите – здесь они венчались, крестили детей, молились и отмечали церковные праздники. В народе её так и стали называть – Церковью декабристов, и вполне разумно 30 лет назад в этом здании открыли музейную экспозицию.
Несмотря на относительно небольшие размеры, это один из лучших музеев нашей страны – по тематической наполненности экспозиции, наличию подлинных вещей. Будучи одним из немногих музеев по декабристской тематике, он должен охраняться и получать развитие.
Но к сожалению, в последнее время мы наблюдаем периодические атаки на музей со стороны первых лиц местной епархии. Я думаю, что церковь вряд ли заинтересована в ссоре с интеллигенцией, а то, что происходит – это неуважение к светской культуре, направленное против мнения большинства интеллигентов. В настоящее время в Забайкалье сделано многое для восстановления старых и постройки новых храмов, и эта маленькая церковь вряд ли существенно расширит возможности для отправления религиозной службы. И я скажу прямо – это здание нельзя использовать как церковное по условиям техники безопасности.
В нашей стране есть положительные примеры разрешения подобных конфликтов – обсуждение полной передачи Исаакиевского собора пресекла политическая воля, здание сохранило статус музея, а религиозные службы там проходят только в определённые дни и только с разрешения дирекции музея. Так же должно быть и у нас.
Ещё бытует совершенно неправильное представление о том, что эта церковь когда-то была казачьей. Специальное научное исследование Ларисы Храмовой, которому посвящена целая книга, показало, что эта церковь никогда не была казачьей. К великому нашему сожалению, большинство современных казаков не читали этой книги и плохо знают историю. Казаков нужно направить в позитивное, а не разрушительное русло.
В отношении Музея декабристов должны быть сопротивление со стороны интеллигенции и чёткая воля администрации – попустительство на этот счёт недопустимо, нельзя терять то, что у нас есть и чем мы можем гордиться. Если мы так много говорим о развитии туризма, то нужно не забывать, что Музей декабристов – это памятник №1 в Чите. Декабристский комплекс в Чите нужно развивать, сохраняя музей, сохраняя найденные недавно остатки Читинского острога.
В Чите обнаружен острожный тын, который сооружали сами декабристы. Это редчайшая для Сибири находка, которая тоже достойна того, чтобы стать музеем, но на этот счёт в Чите полнейший стопор. Мы не можем добиться элементарного – чтобы вокруг этого памятника археологии появился хотя бы забор, который оградит историческое место от свалки, постоянно там появляющейся.
Ни одна инстанция не делает и даже не задумывается о том, что мы, во-первых, можем отблагодарить декабристов за их вклад в историю города, а во-вторых, исходя из прагматических целей, создать дополнительные условия для развития туризма за очень малые деньги, но с очень большим результатом.