Восемнадцатилетняя Дарья Сараева, к которой вернулся рак после долгой ремиссии, умерла в Забайкалье, переболев коронавирусом. У нас есть большой текст с историями о тех, кто оказался с болезнью один на один из-за внезапного вируса, парализовавшего огромный пласт жизненно необходимой медицины. Это и другие события уходящей недели разобрали журналисты ИА «Чита.Ру».
Татьяна Пояркина: Даша ушла
В тот день, когда был опубликован текст о Даше Сараевой, ей сообщили, что опухоль опять выросла. За несколько дней до этого во время нашей встречи она рассказывала, как планирует встречать Новый год, куда будет поступать после окончания школы и сколько ещё осталось курсов химиотерапии. И в этом её рассказе была уверенность, что добольничная жизнь вот-вот вернётся. С выпускным, друзьями, домашними завтраками, играми с сестрой, мамой, которая всегда рядом. И даже, когда она поехала второй раз, а потом и в третий в Москву на операцию, и было понятно, что всё сложнее и дольше, вера в лучшее не покидала.
Но здесь в Чите допустили вспышку коронавируса среди тех, кто может умереть от одного постороннего чиха, а потом — приостановили жизненно важное лечение больных онкологией. Тех, кто не может ждать.
Даша ушла.
Минздрав назначил проверку, результаты которой что-то там покажут и, может быть, кого-то обличат. Но вряд ли они способны продемонстрировать уровень равнодушия медицины. Да, это такой не подчинённый никаким критериям показатель, который не фигурирует ни в каких отчётах. Но он хлещет плёткой по людям и жизням.
В прошлом мае от рака умерла свекровь моей сестры. Работящая 60-летняя женщина. Мать четверых детей. Она всю жизнь прожила в селе Нерчинско-Заводского района, в котором до сих пор нет сотовой связи. В Читу поехала, потому что резко обессилила. Про боль не говорила. А здесь больше двух месяцев не могла пройти всё обследование. Ждала очереди на МРТ несколько недель. Потом сказали, что уже четвёртая стадия, лечить не будут: «Везите её обратно. Остались считаные дни. В Нерчинском-Заводе выпишите у онколога рецепт на обезболивающие наркотики. Умеете уколы ставить?»
Укол небезразличия необходим нашей медицине. Чтобы при закрытии онкологического центра было понимание, где и как будут лечиться люди. Чтобы очередь на МРТ не тянулась неделями. Чтобы раковые больные не просили помощи в социальных сетях. Чтобы четверо взрослых детей, пряча слёзы, не везли свою маму умирать.
Даша хотела быть журналистом. Улыбалась. Поправляла свой разноцветный платок на голове и говорила: «Может быть, нам удастся ещё и вместе поработать».
Я отвечала: «Конечно».
Не сомневалась, что так и будет.
Андрей Козлов: Плебисцит на тормозах
Голосование по поводу поправок в Конституцию, которое должно состояться где-то в конце июня, вызывает у меня искреннее удивление. Я в целом примерно понимаю, что происходит, где-то внутри даже готов выполнить предполагаемый долг, но никак не могу нигде услышать ничего целеполагающего. Уже вторую неделю я прислушиваюсь, и всё равно не слышу.
Где-то мы писали о том, что на голосование за Конституцию в Забайкальском крае выделили чуть ли не 200 миллионов рублей, но за две недели до исторической даты я не видел ни одного текста, ни одного баннера или ролика, который – уж не до объяснений причин и следствий – хотя бы схематично объяснил мне, за что именно мы голосуем и почему нужно эту тему поддержать.
Андрей Затирко сообщал о том, что на информационную поддержку потратят почти 9 миллионов рублей. Может, информационная волна ударит по мне за неделю до голосования, но проблема в том, что я даже про само голосование ничего понять не могу – то ли оно будет идти в интернете, то ли неделю, то ли 1 июля выходной. Конечно, можно сосредоточиться, и всё прочитать про это. И я сосредоточусь. Но, может, за 200 миллионов рублей сосредоточится кто-нибудь другой?
Я уже неделю вижу осколки информационной активности какого-то, видимо, генерального штаба по Конституции. Вижу баннеры – они, видимо, разработаны в Москве, и они мне ничего не разъясняют. Вижу сообщения в крупных группах в viber, по поводу которых мне хочется спросить их авторов – вы вообще видите реакцию, которую вызывают ваши сообщения у завсегдатаев этих групп?
Вижу бесконечные ссылки на цитаты президента Путина – видимо, он работает за все конституционные штабы разом, потому что сами они не сгенерировали ещё ни одной цитаты, которая могла бы заставить меня идти на участок в день голосования при том, что я, вообще-то, довольно лояльный к Путину избиратель. Я даже читал одну колонку в известной читинской газете, которая, видимо, должна претендовать на звание «пронзительная», но по ней чувствуется, что автору непросто даётся попытка выжать из лимона томатный сок.
Единственное более или менее годное, на мой взгляд, произведение конституционного искусства – ну, с учётом целевой аудитории – это довольно спокойный разворот в газете «Земля», в котором если не вчитываться в текст, то хотя бы понятно, что какие-то известные люди готовы подписаться своим именем под всем этим мероприятием без ссылок на дедов, Путина и тупых оппозиционеров.
Кажется мне, что без электорального демиурга Сергея Нехаева в Забайкальском крае к вопросам презентации плебисцита с явно предрешённым результатом её организаторы подходят без должного энтузиазма. Возможно, он ещё проявится, но пока, товарищи, это очень и очень печально. Результаты результатами, а смотреть на это совершенно невозможно.
«Редколлегия Чита.Ру»: О земле и воле
Редакторы ИА «Чита.Ру» Андрей Козлов и Роман Шадрин в очередной «Редколлегии» обращают внимание на газету «Земля», из номера в номер пишущую о том, как без внимания, бережного отношения и чёткой политической воли провинциальная русская земля теряет силу, которая в людях.
Андрей Затирко: Забайкалью газ не светит?
Lenta.ru в конце мая выпустила расследование «Мечты срываются» о риске «Газпрома» сорвать 30-летний контракт на поставку газа между Россией и Китаем. Издание процитировало внутренний доклад госкомпании, в котором перечисляются многочисленные ошибки менеджмента при разведке и освоении Чаяндинского месторождения. Якобы реальных запасов газа из-за них оказалось значительно меньше заявляемого, и его может попросту не хватить для заполнения «Силы Сибири».
Автор расследования Егор Поляков считает, что исправить ошибку решили строительством газопровода «Сила Сибири – 2» стоимостью почти в 1 триллион рублей. Новая труба должна будет протянуться от Ямало-Ненецкого автономного округа, чтобы, в том числе, заполнить основную «Силу Сибири», обеспечив китайцев обещанным газом.
«Газпром» всё опроверг. Зато подтвердил один из ответственных за проект топ-менеджеров госкомпании, ныне уже бывший.
Обстоятельства, хронология и обоснование принятия решения по «Силе Сибири – 2» косвенно подтверждают логику, приведённую в расследовании. А если она верна, то Забайкалье может вновь пролететь мимо трубы.
Для справки: доклад про проблемы «Силы Сибири» был представлен в ноябре 2019 года. Но, по предположению автора расследования Lenta.ru, в руководстве «Газпрома» о фактах из него могли знать ещё в августе.
Владимир Путин в сентябре 2019 года предложил сменить маршрут второго газопровода в Китай, сдвинув его с границы в Республике Алтай аж до самой Иркутской области, и пустить его через территорию Монголии. «Коммерсант» тогда писал о неожиданности этого решения, так как прошлый проект обсуждался более 15 лет.
Не менее неожиданной 21 января 2020 года стала новость о том, что «Газпром» вдруг решил с властями Забайкалья вновь рассчитать возможность газификации региона. Хотя меньше года назад, в мае 2019-го, внимание, вместе с Минэнерго уже признал её нецелесообразной.
Уже на следующий день, 22 января, местные власти всех уровней от городской до депутатов Госдумы и сенаторов вдруг, как по отмашке, начали дружно требовать газификации. Вот требует сенатор Баир Жамсуев и вице-премьер Андрей Гурулёв (оба 22 января), вот — гордума Читы (23 января), телеканал Андрея Любина «ЗабТВ» даже запустил целый конкурс песен «МиллерДайГаз» (24 января). Валентина Матвиенко пошла дальше и попросила газ для всего Дальнего Востока (24 января).
Шумиха по поводу газа для Забайкалья не спадала до самого марта, когда Алексей Миллер представил Путину проект «Сила Сибири – 2» во время отчёта по сентябрьскому поручению президента. В нём новый газпровод не только уходит на север Китая, но и ответвлением цепляется к основной «Силе Сибири», чтобы решить экологические проблемы Восточной Сибири.
«Ресурсы Ямала и Надым-Пур-Тазовского региона Ямало-Ненецкого автономного округа, а также ресурсы Ковыктинского месторождения и ресурсы Красноярского края позволяют буквально в ближайшей перспективе полностью обеспечить потребности в газе таких районов Восточной Сибири, как Красноярский край, как Иркутская область, как Республика Бурятия, как Забайкальский край. И, без сомнения, решить экологические проблемы, которые ещё у нас есть у некоторых крупных промышленных центров Восточной Сибири», — сказал Миллер.
Путин всё согласовал, а власти Забайкалья начали считать дни до того момента, как голубой поток подойдёт к Чите.
Проблемы экологии в Восточной Сибири были всегда — города, в том числе, из-за угольных котельных и частного сектора десятилетиями задыхались каждую зиму. Стоимость их газификации рассчитывалась неоднократно и, например, по Забайкалью признавалась нецелесообразной самим Минэнерго. Любовь Миллера к экологии городов Сибири при этом никак не учитывалась. Что изменилось за год? Кажется, у «Газпрома» и федеральных властей действительно появился какой-то иной, более важный стимул, который публично не озвучишь. Возможно тот, что описала Lenta.ru.
Если вдруг не экология Восточной Сибири — реальная цель строительства трубы, а Китай, как и было всегда, то почему это намерение Миллера по Забайкалью должно реально сбыться в этот раз? Сколько раз мы уже слышали подобное, в том числе из уст Путина и Медведева? Последующее экономическое обоснование проекта легко перечёркивало всё сказанное.
Если приглядеться к презентованной Путину схеме новых газопроводов, Забайкальский край транзитом они не проходят в отличие от прибайкальской части Восточной Сибири. Отдельной ветки к нам на схеме также пока не видно. С учётом возможных реальных целей проекта и умений «Газпрома» корректировать свои намерения по ходу процесса это настораживает.
Юлия Скорнякова: Всё чакры забайкальского бизнеса
Утром 12 июня в Забайкальском крае самыми счастливыми были предприниматели с открытым третьим глазом, потому что только они могли понять, открываться сегодня или нет.
Полторы недели назад власти края издали очередное постановление против коронавируса, в котором запретили магазинам с непродовольственными товарами работать после 19.00 в будни и совсем — в выходные. Потом постановление продляли на несколько дней.
Пятница в День России 12 июня была, само собой, не обычными субботой и воскресеньем, но всё равно выходным. Те бизнесмены, у которых видение будущего ещё не открылось, заметались с вечера: что завтра делать-то? Выходить на работу? Нет?
Владельцы некоторых торговых центров на всякий пожарный решили предупредить арендаторов, что с утра повесят амбарные замки.
Раннее утро тоже не принесло ясности, потому что в 7 и 8 утра, когда солнце уже обнимало лучами славный город Читу, бизнесмены и их работники обнимали кто подушки, а кто калькуляции с подсчётом убытков.
Потом внезапно оказалось, что работать можно. Уже в рабочий день 12 июня власти региона сообщили, что 12 же июня совершенно свободно можно открывать магазины, торговые центры, надевать маски и ставить на видные места санитайзеры — всё, как обычно.
И те предприниматели, у которых с интуицией не на 100% контакт и которые не знали ответа на этот ребус до последнего, явно сложили весь свой матерный запас на тех, кто придумывает правила игры в крае — не всегда понятные, очевидные и объяснимые, — и забывает о них сказать.
А ведь нормальная работа начинается именно с этого.
Если так пойдёт дальше, часть чиновников в крае можно распустить, на их зарплаты нанять цыган, посадить их в кибитках на площади Ленина и пусть гадают. Хоть какое-то информирование и надежда на то, что время для принятия решения и манёвра по своему ларьку, отделу или магазину у людей всё-таки будет.
Туда обязательно будут заглядывать и покупатели, у которых в четверг 11 июня всего час после работы на все непродовольственные покупки, и то ли ломиться со всех ног и успевать за 60 минут, то ли жить нормально и знать, что завтра ты этот грунт для балконных помидоров тоже спокойно купишь.
Екатерина Рахманова: Насильно-масочный режим
На прошлой неделе мы писали про то, как покупательница магазина Prodmix в Чите избила охранника корзиной за просьбу надеть маску. Оказалось, с такими инцидентами продавцам и охранникам магазинов приходится сталкиваться нередко. Управляющая небольшим продуктовым магазинчиком на Острове рассказала, что скандалы из-за просьбы надеть маску или соблюдать дистанцию стали уже чем-то обыденным, как и фраза «Не имеете права меня не обслужить».
«Мы пытаемся оградить работников, себя и покупателей, которые приходят в масках, от людей, которые не используют никаких средств защиты – не обслуживаем их и просим удалиться и надеть маску. При этом встречаем крайнюю агрессивность большинства людей. Люди ведут себя неадекватно. Нас оскорбляют, унижают», — рассказала женщина.
И здесь она не винит покупателей, которые не всегда в курсе новых требований, а они ведь то ужесточаются, то ослабляются. Не винит аптеки, в которых в нынешних условиях маску днём с огнём не сыщешь. Лишь просит власти, которые издали такое постановление, не давить, а хоть как-то помочь в выполнении всех этих требований: «Потому что страдают те люди, которые пытаются их соблюдать».
Зажатые со всех сторон тисками ограничений предприниматели только успевают подстраиваться и шутят: «Работать сегодня не только можно, но и нельзя». Как нельзя всем и каждому объяснить, чем чревато продавцу отдать в руки товар покупателю без маски. Как нельзя объяснить всем тем, кто придумывает ограничения, что за сегодняшнюю непроданную партию выпечки завтра придётся отплатить убытками.
Пока что предпринимателям в Забайкалье придётся заплатить штраф, если в их торговых точках будут обслуживать покупателей без масок. Им надо запастись валерьянкой. Чиновникам — больше информировать, объяснять, искать компромисс. А покупателям – набраться терпения и задуматься, что до вас, возмущающихся на просьбу надеть маску, стояло ещё десяток людей с такими же претензиями.
Роман Шадрин: (АУЕ = Экстремизм) +1
В детстве я жил в одном доме с человеком, который однажды, сугубо «по понятиям», то есть, без каких-либо адекватных причин зарезал насмерть милиционера. Просто так ударил несколько раз ножом незнакомого мужчину, прервав его жизнь и сделав вдовцами жену и детей. После убийства этот человек «по понятиям» сел в тюрьму, считая себя чуть ли не героем.
Это только одна из сотен причин, по которым я полностью поддерживаю публичное высказывание Александра Шишова. В горячем, полном боли коротком тексте наш земляк высказал крайне важную мысль. Цитата: «Пропаганда, идеи романтизации криминальной жизни должны быть приравнены к экстремистской деятельности».
+1 в заголовке этой колонки — это мой голос за. Я много раз писал о своём отношении к блатным чувствам молодых и не очень молодых людей, и пока не вижу поводов останавливаться. Большая криминальная гидра бесперебойно, бесконечно рекрутирует подростков, превращая детей в убийц и воров. Инструментов в лапах гидры сколько угодно — от наркотиков до лексики и музыки. Да-да, в том числе и музыки. Сомневающимся в силе её влияния на умы подрастающих поколений рекомендую погрузиться, например, в историю войны Восточного и Западного побережий США в 90-х. А потом послушать о чем с обилием матов читают считающие себя рэперами читинские ребята.
Мы вряд ли сможем принципиально менять к лучшему тех, кто уже укушен, отравлен ядом криминала. Хотя государство себе такие цели явно ставит. Но мы всегда, сейчас и в любой следующий момент можем ставить блоки между криминалом и нашими детьми. Высокие, крепкие блоки, в первую очередь, нашей воли и нашей культуры. Без этого подростков продолжит воспитывать гидра.
Ксения Зимина: 10-минутное шоу в День России на площади Ленина
Музыкальный фонтан, открытый на площади Ленина в прошлом году, запустили в 12 июня в День России.
На удивление — немноголюдно. Хотя читинцы традиционно любят собираться летними вечерами вокруг первого музыкального фонтана в Чите. Пугает либо пандемия, либо сотрудники полиции, которые проводят беседы с жителями на улицах города про необходимость средств защиты и проверяют наличие документов.
Сам запуск фонтана был не фееричным. Скорее всего, из-за всей этой глобальной ситуации с коронавирусом и какого-никакого режима самоизоляции. Буквально 10 минут, подсвеченная вода в цвет триколора и детская песня про «Над тобою солнце светит, Родина моя». Посмотрели и разошлись.