В новой российской Конституции, которую окончательно утвердят на референдуме где-то в конце июня, отдельной строкой выделено намерение Российской Федерации защищать историческую правду. Редактор ИА «Чита.Ру» Андрей Козлов и блогер Владимир Свечников в новом выпуске проекта «Редколлегия Чита.Ру» рассуждают о том, что наше государство как-то странно сохраняет историческую правду.
Президент Владимир Путин имеет опыт защиты исторической правды, в том числе на геополитической арене, в том числе на тех площадках, где нашу страну привыкли ненавидеть, демонизировать, а историю – переписывать так, как удобно мировому капиталу и англосаксонскому миру, привыкшему решать империалистические проблемы развязыванием самых разных войн по всему земному шару.
Президент периодически выступает с программными заявлениями, которые, на взгляд собеседников в «Редколлегии» как раз и являются той самой исторической правдой – с Мюнхенской речью, или вот с опубликованной в США примирительной вообще-то статьёй про то, кто именно развязал Вторую Мировую войну, и почему об этом важно помнить (полная версия, короткая версия).
При этом современное российское государство уже много десятилетий последовательно переписывает историю Советского Союза, последовательно на государственном уровне и в том числе за государственные деньги занимаясь демонизацией советского руководства, опыта государственного строительства в СССР, преуменьшением или вовсе отрицанием успехов Советского проекта, в котором кроме успехов, безусловно, были и недоработки, и ошибки, и жестокость.
Иконой этого движения является обсуждение репрессий конца 30-х годов, масштабы которых намеренно и последовательно преувеличиваются как в абсолютных числах жертв этих репрессий, так и с точки зрения идеологической составляющей. Сотни высосанных из пальца исследований уже почти 40 лет стремятся доказать современным жителям страны, что в 30—50-е годы в СССР царила атмосфера страха. Это плохо сочетается с результатами, которые в якобы существовавшем страхе добился советский человек, и вовсе не сочетается с итогами Великой Отечественной войны, которая для современного российского руководства является такой же иконой, как и тема ГУЛАГа.
Всё это вызывает многочисленные обсуждения в российском обществе и порождает сотни исследований, которые ведутся с обеих сторон этой идеологической баррикады. Самый яркий пример последнего года – фильм Юрия Дудя о Колыме, который собрал больше 20 миллионов просмотров в YouTube и вызвал целое негласное движение, целью которого является опровержение тезисов, которые Дудь положил в фундамент ролика (вот пример).
Одно из самых ярких исследований антогонистов Дудя последних месяцев – большое расследование блогера Егора Иванова, который ведёт левый канал «Плохой Сигнал» в YouTube – Церковь ГУЛАГ, про него тоже говорится в ролике. В обсуждении молодые люди упомянули вот эту рецензию Андрея Козлова на книгу Виктора Земскова «Сталин и народ. Почему не было восстания» (вот карточка книжки на LiveLib).