Три года назад Евгений и Анна Яппаровы купили дом в Антипихе. Они планировали построить баню, сажать огород, жить и воспитывать детей на земле. Так и было. Но в это лето к ним на участок после дождей стекаются сточные воды, которые несут мусор со всех свалок района. Их, к сожалению, немало. Зловонные многолетние горы хлама превратились в мусорную реку, которая, проложив своё русло, течёт по улицам и врывается во дворы.
Вынесенное в заголовок словосочетание «мусорная столица России» дословно повторяет характеристику, данную Чите блогером-урбанистом Ильёй Варламовым после визита в наш город весной 2019 года.
Никакой ливневой канализации или водоотводов в Антипихе нет. Страдают в основном те, у кого участки находятся в низине.
- Когда мы покупали этот дом, никто не сказал, что может быть такая проблема. Даже в 2018-м во время наводнения такого не было. Чуть подтапливало по бокам, но это мелочь, — рассказывает Михаил.
Показывает фотографии картошки до затопления. Она стоит ровными зелёными рядами. Сейчас завалена пластмассовыми бутылками, битым стеклом, грязными пакетами и другим мусором.
- Мы в прошлом году выкопали с нашего поля 20 мешков. Картошка всегда зимой выручает. Семья же большая. В этом году никакого урожая, — уточняет Михаил.
В семье растут четверо детей, которых теперь опасно выпускать на прогулки даже во дворе. Он весь замусорен.
За дорогой на улице Арахлейской в Антипихе уже много лет была и есть огромная помойка, которая регулярно щедро пополняется, несмотря на пустые мусорные контейнеры, стоящие недалеко. Во время дождя, особенно, когда обрушиваются обильные ливни и земля не успевает их впитывать, вода потоком со всей верхней части Антипихи несётся вниз. По пути она захватывает содержимое свалки, течёт по улицам Дорожной и Мирной. Некоторые владельцы домов поставили заслоны, чтобы мусор к ним на участки не заходил. Он останавливается возле. По всей улице, возле каждого дома кучи мусора.
Участок семьи Яппаровых оказался самым уязвимым. Мусорная река выбрала его в качестве русла. Михаил предполагает, что раньше сточные воды сдерживал приличный пригорок, который в этом году выровняли. Вода водопадом потекла к ним. Остановить эти потоки практически невозможно.
Вернее, возможно, если построить в Антипихе водосток и ликвидировать свалку. Но это идеальный сценарий, который семье никто не обещает.
Сточные воды подмывают фундамент дома. Михаил планировал в этом году достраивать дом, но сейчас страшно начинать. Непонятно, что делать и с баней, сруб которой он купил и начал ставить.
Супруги, конечно, обращались уже и в администрацию Ингодинского района, и в прокуратуру. Написали письмо и на имя губернатора региона Александра Осипова. От последних ответа ещё не было. А вот представитель районной администрации приезжал.
- Мы ему всё показали и рассказали. Он ответил, что зря купили такой участок, надо было предполагать, что нас будет так топить. Сказал, что могут прислать нам осуждённых к административным работам, чтобы они убрали мусор. Прошла уже неделя, никого не присылали. Соглашаются все, что нужен водоотвод, но никакие сроки строительства не обозначают, — рассказывают супруги.
Говорят, что столько было планов на этот участок, желание работать, строить, жить, а сейчас руки опускаются.
Хозяин предполагает, что можно самому перекрыть улицу и построить заслон, чтобы вода упиралась и шла в другую сторону. Но в таком случае будет препятствие для проезда машин спецслужб, а это нарушение.
- Выход здесь один — нужно построить ливневые отводы на протяжении улицы Арахлейской. К тому же, там и сама дорога разрушается. Она же у кого-то на балансе, у неё должны быть водоотводы. Но я не могу добиться ответа, чьи эти дороги, — говорит Михаил.
Вот так одна казалось бы частная проблема наглядно демонстрирует масштаб двух больших городских проблем: мусора и отсутствия водостоков. При том, что Антипиха — это не отдалённый район Забайкальского края. Отсюда 10–15 минут на машине — и вы в центре Читы. Но, когда видишь, как свалка стекает на засаженный огород, кажется, что это какой-то другой, жуткий мир. Он, к сожалению, рядом. Возле этой свалки десятилетиями живут люди, играют дети. Её пополняют, но не убирают.
Готова ли Чита отказаться от титула мусорной столицы России, если по ней всё ещё текут реки мусора?