Пандемия COVID-19 продиктовала свои правила всем сферам, и быстрее всех, пожалуй, пришлось перестраиваться на новый лад образованию. Станет ли дистанционное обучение альтернативой очному, что делают цифровые волонтёры, как студенты относятся к ситуации — об этом и многом другом в беседе с ректором Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) Сергеем Ивановым.
«Этот год бросил вызов всем: стране в целом, организациям, каждому человеку. Многие люди пострадали, даже молодые. И борьба продолжается», — считает ректор ЗабГУ.
— Какие действия предпринял университет в начале пандемии?
— Мы ушли на дистант сразу же, в марте. С самого начала этой истории с коронавирусом главной задачей стало сохранение жизни и здоровья наших студентов, преподавателей и сотрудников. Мы сделали всё возможное, выполнили требования Роспотребнадзора. Самое важное — это мониторинг ситуации в университете и в общежитиях в частности. Данные у нас собирают ежедневно, а отчёт в надлежащие органы предоставляем дважды в неделю. Конечно, создали условия и для тех, кто работает и учится дистанционно, и для тех, кто находится в университете.
— Какие меры безопасности применяются?
— Всех преподавателей и сотрудников, а также студентов, которые на какое-то время выходили на очную учёбу, университет за свой счёт обеспечивает масками, кожными антисептиками, дезинфицирующими и моющими средствами. По нашим расчётам, запаса масок и дезинфекторов должно хватить до конца учебного года — мы сработали на опережение, так что дефицита не должно возникнуть. На закупку защитных средств ушли миллионы, но это было нужно — всё остальное мы нагоним, а здоровье важнее всего.
Поменялся, конечно же, режим работы факультетов: на входах организованы фильтры. Всем входящим измеряют температуру, впускают только в масках. И мы пошли на то, чтобы ограничить посещение корпусов. Все совещания, планёрки, даже советы университета проходят по видеосвязи. На рабочих местах очно присутствует каждый день не более 50% персонала, все остальные трудятся из дома — это регулируется приказом. В первую очередь на дистанционке у нас группы риска по хроническим заболеваниям, сотрудники от 65 лет. Ну и санитарная обработка проводится регулярно, полная дезинфекция всех поверхностей.
И когда мы ненадолго переходили на очное обучение, соблюдалось социальное дистанцирование, требование носить маски, регулярно проветривались помещения. На второй семестр учебного года планируется сочетание очного и дистанционного процесса: в лекционных потоках будет не более 50 человек, расписание составят так, чтобы студенты как можно меньше пересекались.
— Какие плюсы и минусы есть у дистанционного обучения?
— Вся страна во время пандемии старалась найти баланс между безопасностью и поддержанием экономики. Так и у нас, только баланс нужно найти между здоровьем и качеством, полнотой обучения. Конечно, считать дистанционное образование альтернативой традиционному нельзя. Без живого взаимодействия преподавателя и студента учёба не даёт такого результата — важно видеть глаза, отслеживать реакции. В дистанционной форме может проходить дополнительное образование, какие-то курсы. Так что сейчас это вынужденная мера в экстремальной ситуации.
Никто не был к этому готов, но университет справился. У нас проводилось несколько независимых социологических опросов, один из них устраивал студпрофком. Их результаты практически совпадают: около 80% студентов положительно оценивают работу вуза и преподавателей в дистанционной форме. С техническими трудностями столкнулись 23% опрошенных, ещё 5,3% заявили о невозможности выходить в интернет и подключаться к видеоконференциям из-за проживания в отдалённых районах Забайкальского края.
— Как ЗабГУ решил технические вопросы дистанционного обучения?
— Для онлайн-лекций используются платформы Zoom (12+) и BigBlueButton (12+), а также собственная образовательная среда университета. Тем студентам, которые живут в отдалённых районах и не имеют доступа к интернету, мы предложили оставаться в общежитиях, где всегда есть возможность воспользоваться компьютером с подключением к сети. Также студенты могут посещать компьютерные классы в учебных корпусах при соблюдении всех санитарно-эпидемиологических требований.
Больше всего сложностей возникло у преподавателей в возрасте. Для них мы придумали выход: они приходят в специально подготовленные аудитории, прошедшие обработку, и оттуда проводят занятия, а разобраться с техникой и приложениями им помогают цифровые волонтёры из числа студентов и сотрудников.
— Снизилась ли успеваемость учащихся?
— Наши студенты и преподаватели справились: результаты остались практически на том же уровне. Конечно, такие экстремальные условия дисциплинируют и учащихся, и сотрудников, служат своеобразным фильтром. Тот, кто хочет учить и учиться, сделает всё, чтобы даже на дистанте справиться с программой. Университет, со своей стороны, обеспечивает всё возможное для работы.
— Как обстоят дела с заболеваемостью?
— Особенно серьёзные меры у нас были связаны с общежитиями. Там постоянно контролируют состояние здоровья студентов. Никого не заставляли уезжать домой, особенно тех, у кого проблемы с доступом к технике. Мы считаем, меры сработали, потому что из 5,5 тысячи студентов и 1,2 тысячи сотрудников университета одномоментно болели не более 100 человек. В общежитиях было максимум 6 заболевших одновременно. Сейчас (на 9 декабря — прим. авт.) среди студентов, проживающих в общежитиях, инфицированных нет, а всего по университету болеют 32 человека: 11 студентов и 21 сотрудник.
— Как проводились сессии, практики, приём абитуриентов?
— Ежегодные учебные и производственные практики пришлось отложить. Их невозможно провести дистанционно, а выпускать студентов на предприятия сейчас никто не будет. Поэтому учащиеся их пройдут, когда эпидемиологическая обстановка наладится. А сессии и госэкзамены проводились дистанционно, как и вступительные испытания. Приём документов от абитуриентов тоже проводился удалённо: можно было прислать их по почте или через личный кабинет на сайте университета. Нашей приемной комиссии пришлось в кратчайшие сроки подстроиться к новым обстоятельствам, работы прибавилось, но они достойно с этим справились.
— Снизился ли поток поступающих?
— Конечно, поступало в этом году заметно меньше. Многим оказалось тяжело закончить школу по дистанционной программе. Тем более, что те, кто не собирался поступать в вузы, могли не сдавать единый государственный экзамен.
— А что за скандальные слухи о жалобах на стоимость услуг?
— Мы всегда говорим студентам: если есть какие-то вопросы, предложения, тем более жалобы — всегда обращайтесь к нам напрямую. Ни одной просьбы снизить оплату за обучение не поступало. Студенты, чьи семьи пострадали из-за пандемии материально, просят предоставить рассрочку или отсрочку оплаты. И университет всем идёт навстречу.
Нужно сказать, что вопросы оплаты образовательных услуг регулируются договорными отношениями между обучающимися и вузами, и поэтому ещё раз: если у студентов есть сложности, мы всегда готовы помочь.
«Всем сил, здоровья, и поменьше обращать внимания на панические слухи. Пусть Новый год всё исправит и принесёт больше радости и счастья», — пожелал забайкальцам Сергей Иванов.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 2292 от 28 июля 2016 года.