Трудовой спор между Читинским музыкальным училищем и супружеской парой педагогов в 1960 году изрядно встряхнул и само училище, и областное управление культуры, и партийную организацию. Словесные баталии разворачивались, в том числе, на страницах газеты «Забайкальский рабочий», а потом и в суде - причём во всех инстанциях, какие только можно было пройти. Переходили не только на личности, но и спорили о музыке.
Это блог о громких преступлениях и занимательных событиях прошлого, которые происходили в разные годы в Забайкальском крае и не только. Автор — пресс-секретарь Забайкальского краевого суда Виктория Михайлюк — будет теперь рассказывать о них не только на страничке в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация), но и на «Чита.Ру».
В 1959 году по приглашению дирекции Читинского музыкального училища в областной центр приехала супружеская пара преподавателей - Николай Угрюмов и Светлана Белова. Оба имели высшее специальное образование - окончили Горьковскую государственную консерваторию имени Глинки.
«С первых дней нашей работы мы обратили внимание на организационную неупорядоченность работы училища. Нас поразило бытующее в училище панибратство между руководством и учащимися, что, бесспорно, отражается и на качестве учебно-воспитательного процесса. Особенно нас возмутило стремление директора оказывать на педагогов давление с целью необоснованного завышения оценок знаний учащихся по текущей и экзаменационной успеваемости. Как советские педагоги мы с этим мириться не можем!» - таким было начало конфликта, о чём написал позже Николай Угрюмов.
И этот конфликт накалялся с каждым днём всё больше. Со своей стороны в коллективе считали, что приезжие педагоги слишком уж зазнаются и высокомерно относятся к товарищам по работе и учащимся. Один из преподавателей позже жаловался суду: «Они уяснили, что рояль - это царь инструмента, а забыли, что сейчас и народные инструменты имеют значение! Баяны выпускают потому, что промышленность не успевает выпускать достаточное количество фортепиано. Они говорят, что баян - это для толпы, что ему место в деревне... Да как может он так говорить о баяне?»
Между тем, Угрюмов активно работает как в училище, так и выступая с лекциями о музыке - с ноября по июнь их он успел прочитать 53. Они были настолько популярны, что начальник Читинского Дома офицеров Советской Армии наградил его Почётной грамотой.
В июне 1960 года в Чите, как и в других городах мира (да-да, именно так!), должен был состояться концерт, посвящённый 150-летию со дня рождения великого немецкого композитора Роберта Шумана. В программу концерта были включены выступления учащихся и преподавателей музыкального училища. По поводу одной кандидатуры у Угрюмова было своё мнение.
В областное управление культуры полетели коллективные письма: «Этот педагог настолько себя скомпрометировала, что в день рождения величайшего композитора её выступление на эстраде можем рассматривать лишь как прямое издевательство над памятью Шумана!» - он и ещё несколько коллег отказались выходить на сцену.
Это стало последней каплей. Всего через семь месяцев после прибытия в Читу специалистов высокого уровня в музучилище созывается педсовет, который осудил поведение Угрюмова и Беловой и признал невозможным дальнейшее их пребывание в качестве преподавателей музыкального училища. Приказом директора они были уволены.
Дальше, как писал сам Угрюмов, «вместо того, чтобы выступать на концертной эстраде, я вынужден выступать на суде». Супружеская пара обратилась в суд и просила восстановить их на работе, взыскав с виновных лиц зарплату за время вынужденного прогула. И народный суд третьего участка Центрального района города Читы удовлетворил их иск.
На это решение суда директор училища написал жалобу: «Угрюмов и Белова высокомерно относились к своим сослуживцам, заявляя что только они профессионально ведут уроки, что все остальные педагоги - мелкие ремесленники, неспособные дать что-то полезное своим ученикам. Оторвавшись от жизни советского народа и игнорируя решения партийных органов, они вели свои преподавания с узкопрофессиональных позиций. Педагогический коллектив глубоко оскорблён решением народного суда и ходатайствует о его пересмотре».
Доказывая свою профпригодность как преподавателя, Угрюмов предоставил суду письма своих учеников с прежнего места работы: «Дорогой Николай Петрович! Вы от нас уехали и у нас пропала последняя надежда на то, что мы получаем здесь хоть какое-то музыкальное образование. Вы всегда говорили нам: в искусстве нужно уметь любить и ненавидеть, если ненавидеть, то страстно, если любить, то самозабвенно. Вы отдавали нам всё, что могли. Нет таких слов, чтобы мы могли вам выразить свою благодарность. Мы постараемся быть похожими на вас и просим вас, не отдавайте работе так много сил, поберегите здоровье, ведь вы можете сгореть...»
Судебная коллегия по гражданским делам Читинского областного суда решает: Белову на работе восстановить, поскольку факты о грубом и высокомерном отношении к учащимся и товарищами по работе, зазнайству не нашли своего подтверждения, а вот Угрюмова - нет, посчитав, что с его стороны систематическое оскорбление человеческого достоинства учащихся было доказано.
«Я верю в то, что прав. Верю в то, что уволен незаконно. Верю в то, что судом буду восстановлен! Не подумайте, что я падаю духом! Нет! Правда непоборима, если бы я не верил в это, то уехал бы из Читы, моя специальность даёт широкие возможности и для другой деятельности. Я музыкант, а меня хотят сделать правоведом!» - пишет Угрюмов в очередной жалобе.
В итоге судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСФСР в отношении Угрюмова пришла к выводу, что он уволен незаконно, восстановив и его. Но из Читы супруги всё же уехали. А как считаете вы, кто прав: слишком принципиальный педагог или коллектив со своими устоями?