Спойлер — всё. В 2019 году губернатор Забайкальского края Александр Осипов придумал акцию «Каникулы в семье», во время которой дети из детских домов и других социальных учреждений проводят новогодние праздники в настоящих семьях. А потом - возвращаются обратно. Но о том, что будет дальше, никто не говорил.
«В эти чудесные дни у вас есть уникальная возможность взять себе в семьи детишек, оформить документы и провести праздничные дни вместе с ними. Хотелось бы, чтобы как можно больше сердец на это отозвалось», — уговаривал тогда Осипов.
Сердца отозвались. В январе 2020 года в семьи на праздники взяли 51 ребёнка и даже сообщалось, что троих из них планируют оставить, то есть оформить на них опеку. Оформили ли, а, может быть, передумали, а, может быть, взяли и вернули обратно в детдом (такое тоже бывает), неизвестно. Праздники закончились, гирлянды потухли, конфеты съели, ёлки выкинули, и о детях сиротах в публичном пространстве забыли.
В декабре 2020 года об акции никто не сообщал. И я даже понадеялась, что здравого смысла хватило, чтобы не продолжать. Оказывается, нет. В ответе на официальный запрос ИА «Чита.Ру» исполняющая обязанности заместителя председателя правительства Забайкальского края Инна Щеглова сообщила, что проект «Каникулы в семье» жив. Правда, из-за коронавируса количество участников сократили. В январе 2021 года в семьи на новогодние праздники взяли 19 детей. Были ли среди них те, кого усыновили, неизвестно.
Товарищи взрослые, давайте прекратим играть с травмированными детьми. Этим проектом вы сыпете соль на их незаживающие раны. Они все уже пережили потерю и предательство. Они все мечтают и верят в то, что их заберут из казённого учреждения навсегда, а не на 10 дней новогодних каникул. Пока получается так: взяли, поиграли, как с игрушкой, и вернули обратно.
Знаете, что потом происходит с такими детьми? Они живут в кабинетах психологов и задают один вопрос: «Со мной что-то не так, раз меня вернули?». Тем более, в прошлом году проект активно обсуждали в публичном пространстве, и детям казалось, что это их шанс обрести семью.
Ещё в декабре 2019 года, когда только объявили об этом проекте, я спросила одну из мам (у неё пять приёмных детей), хороша ли эта идея. «Я думаю - ужасная: после такого праздника в кругу чужой семьи вернуть ребёнка обратно в детский дом, чтобы он почувствовал себя особенно одиноким и несчастным», - написала она тогда.
«Каникулы в семье» - это очередной пример того, как некомпетентные взрослые вдруг берутся решать, что хорошо для детей. Действительно, зачем с кем-то консультироваться, советоваться. Это же просто брошенные дети. Вот им благо — новый год они встретят в хороших семьях, а что там будет дальше, никого не волнует.
А ещё это пример взрослого молчания. Думаю, что руководители и психологи социальных учреждений на старте проекта понимали последствия, но возразить губернатору или министру не посмели.
Давайте доверим создание проектов, помогающих в том числе детям-сиротам, не губернаторам, а профессионалам. Людям, которые знают боли и проблемы таких ребят; людям, которые разбираются в психологии сиротства. Вот пример прекрасного проекта «Наставничество». Его придумали не на коленке. В нём есть чёткие правила и ограничения. А главное — в нём есть перспектива и забота о будущем этих детей.
«Каникулы в семье» надо забыть. Даже несмотря на то, что этот проект придумал губернатор.