Она не сомневается, что работа учителя престижная. Не сокрушается, что дети пошли не те, наоборот, называет их уникальными и смелыми. Гордится своими учениками, дружит с ними после выпуска, ведёт свой образовательный сайт и страницу в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация). В этом году Елена Цыдыпова стала призёром всероссийского конкурса «Учитель года», представляя Улан-Удэ. Но родом она из Забайкалья, окончила филологический факультет ЗабГУ и 10 лет проработала в школе в Борзе.
Никаких раздумий не было. Только педагогический университет. Только филологический факультет. Никогда не сомневалась, что делаю правильный выбор. Тем более, у меня мама была учителем русского языка и литературы, и я, глядя на неё, мечтала тоже работать учителем. Это точно моё призвание. И даже, если у меня был бы шанс что-то поменять, я бы также пошла в педагогический вуз и стала учителем. Но была бы уже гораздо опытнее.
Елена Цыдыпова родилась в селе Кулусутай Ононского района. После окончания университета она работала учителем русского языка и литературы в школе №28 в Борзе. Тогда на одной из образовательных платформ она писала, что ни в одной стране нет таких учителей, как у нас: «Преданные своему делу, честные, справедливые, никогда не теряющие надежду. В своей совсем недолгой работе в школе я познакомилась именно с такими учителями, которые всегда поддержат, помогут, научат». С первого сентября 2019 года Елена Батожаргаловна работает учителем в Российской гимназии №59 города Улан-Удэ. В 2020 году она выиграла региональный конкурс «Учитель года».
Наш университет один из лучших в России, а на филологическом факультете всегда царила особенная атмосфера. Само здание говорит о том, что здесь живут филологи, историки, что именно здесь происходит что-то очень важное.
Для меня самыми интересными были занятия Веры Владимировны Пащенко, уроки старославянского. Это древняя таинственная загадка. Уверена, всем запомнились эти пары. А какие интересные лекции у Людмилы Васильевны Камединой. Когда я уже работала учителем, приезжала в Читу на курсы повышения квалификации по предмету «Основы православной культуры», Людмила Васильевна проводила у нас занятия. И это тоже открывало для нас новые грани предмета.
«Учитель года» - это тот конкурс, о котором я мечтала очень давно. Следила за ним примерно 10 лет. Всегда хотела попасть именно на всероссийский финал, оказаться там, увидеть всё своими глазами. Всего было три тура. Во время первого нужно было провести урок и методическую мастерскую. После первого тура большое количество участников отсеиваются, остаются 15 человек. На втором туре нужно провести классный час и мастер-класс. И число участников уменьшается до пяти. Третий тур — пресс-конференция, после которой и определяется победитель. Мне было сложнее всего в испытаниях, где мы не работали с детьми.
Современные дети - уникальные. Многие уже знают, чего они хотят от жизни, строят планы, мечтают. Не боятся высказываться, доказывают свою точку зрения, при этом умеют и уступать. У них есть чему поучиться. Нужно знать, чем интересуются дети, читать то, что читает современное поколение, но оставаться самим собой.
Не согласна с тем, что дети перестали читать.Да, их окружает информационная среда, YouTube, подкасты. Это всё очень здорово, ведь мир меняется, но книга не теряет своей актуальности. Сейчас чтение возвращается, всё чаще можно встретить детей, читающих книги.
Хорошо, что вернули сочинения на выпускном экзамене. Многие дети в своих сочинениях открывают нам свой внутренний мир. На уроке не говорят, а в сочинении пишут сокровенное. Это очень ценно.
Я очень горжусь и люблю свой выпуск 2015 года из школы №28 в Борзе. Каждый из них достиг своей цели, как бы тяжело им ни было. Один из учеников окончил Дальневосточное высшее военное училище, другой – Санкт-Петербургское артиллерийское военное училище. У некоторых девочек родились уже свои детки, они называют меня бабушкой.
Удалёнку, которая обрушилась на нас всех весной, злом не считаю. Она изменила нас, помогла по-новому взглянуть на обычные вещи, научила грамотно пользоваться технологиями.
Мне легко работать и с детьми, и с родителями. Главное, быть открытыми, не обманывать, доверять друг другу.
У меня, конечно, есть авторитет в профессии. Это мой учитель русского языка и литературы Светлана Николаевна Номоконова. Она всегда казалась мне недосягаемой. Её уроки любили все.
Я всегда пытаюсь объять необъятное. Для меня очень важны новые открытия, идеи, знакомства и создание своего образовательного продукта. Считаю, что у каждого учителя должна быть цель, которую можно достигнуть вместе с учениками, родителями, коллегами. А для этого он должен совершенствоваться и с каждым годом становиться всё лучше и лучше.
Если у каждого учителя будет свой бренд, статус, признание, то и школы будут успешными. Если успешны школы – успешно и само образование.
Три главных совета для молодых учителей от меня - любить то, что ты делаешь, не бояться ошибиться и никогда не сдаваться.
Если бы я стала министром образования, то, в первую очередь, работала над привлечением молодых кадров в профессию. Их, к сожалению, не хватает.