Сход вагонов — это расходы, неудобства, риск для жизней и здоровья, потраченные нервы и время. Но крушения, что происходят на Забайкальской железной дороге (ЗабЖД) в последние месяцы, хочется называть «успешными».
Я заранее извиняюсь перед теми, кого мои слова могут обидеть, хоть такой цели они не имеют. Извините меня, железнодорожники, которые холодными ночами устраняли последствия вагонов, рисковавшие машинисты и пережившие не самые приятные минуты руководители разных уровней. Сейчас я попытаюсь объяснить свою точку зрения.
События на дороге
В начале этого года сходы вагонов на ЗабЖД участились. Первый случай произошёл в январе в Забайкальском районе и был незначительным — с рельсов сошёл один вагон, точнее, одна тележка.
Второй случай: 7 февраля — с рельсов в Могочинском районе соскочили 17 вагонов, было повреждено 220 метров пути и одна электроопора. Пассажирские поезда задержали больше чем на 10 часов.
Третий случай: в Сковородинском районе Амурской области 17 февраля. С рельсов сошли 25 вагонов грузового поезда, 22 опрокинулись.
И снова повреждение путей, задержки пассажирских поездов.
Четвёртый случай: снова в Сковородинском районе 27 февраля. Сошли 8 вагонов с углём, повреждено 250 метров пути в обоих направлениях. На 72 часа задержаны пассажирские поезда.
Пятый случай: в Могочинском районе, сход 20 вагонов, опрокинулись 11 вагонов. Повреждено 4 опоры контактной сети и в общей сложности 800 метров пути.
Начальник ЗабЖД Александр Скачков объяснил, что причиной трёх из пяти сходов вагонов в 2021 году стала поломка рельсов, ещё по одному сходу ведётся расследование, и излом рельса — пока предварительная версия.
В это время в кабинетах
Около года назад РБК опубликовал полученный от источников план ускоренной модернизации Восточного полигона — Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали. Издание сообщало, что РЖД установили самый поздний срок реализации приоритетных проектов Восточного полигона на 2023 год.
Возникшие ранее отставания в реализации всех проектов Восточного полигона СМИ объясняло отсутствием людей и техники, неготовностью рабочей документации и задержками с получением разрешений на строительство. Кроме того, РБК со ссылкой на источники рассказывало и о проблемах РЖД с подрядчиками: «Из-за невыполнения подрядными организациями договорных обязательств госкомпании пришлось переносить около 100 миллиардов рублей инвестиций с инфраструктурных проектов, включая БАМ и Транссиб, на другие цели».
Однако после того, как план попал в РБК, случился коронавирус и подробно о намерениях железнодорожников больше никто не говорил.
Вплоть до 2 марта. В этот день Владимир Путин провёл совещание по вопросам реконструкции БАМа и Транссиба, поручив жёстко зафиксировать сроки работ. Президент напомнил, что работа эта идёт с 2018 года и не обходится без проблем.
Расширение Восточного полигона для страны нужно, чтобы возить уголь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, после того как потребность Европы сократилась. Можно не объяснять, что это в принципе важный проект для страны, в частности для Дальнего Востока. Но по какому-то недоразумению он бесконечно волокитился, откладывался под сукно и лишался финансирования, как в принципе многие дальневосточные проекты. И нельзя не исключать, что внимание к нему привлекли именно участившиеся аварии.