30 января 1957 года в проруби реки Читинка был обнаружен труп неизвестного мужчины, упакованный в мешок. На нём хорошо были видны пятна бурого цвета, а из отверстия торчала рука, на тыльной стороне которой синела татуировка в виде якоря. Маяк, корабль, профиль Ленина между лопаток, поросёнок, держащий гитару, револьвер и месяц с сидящим на нём чёртом — тело неизвестного было в давних наколках с ног до головы, а ещё — свежие раны в области шеи, живота. И самое страшное — мужчине кто-то выколол глаза.
Это блог о громких преступлениях и занимательных событиях прошлого, которые происходили в разные годы в Забайкальском крае и не только. Автор — пресс-секретарь Забайкальского краевого суда Виктория Михайлюк — будет теперь рассказывать о них не только на страничке в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация), но и на «Чита.Ру».
Выйти на подозреваемых помог мешок, имеющий характерные метки. Быстро выяснили, что мешки эти — товар штучный и буквально выдавался на руки работникам рынка в Чите. Получил их и столяр Лосев, поделившийся нужной в хозяйстве вещью со своим взрослым глухонемым сыном Николаем. К нему-то и нагрянула милиция, обнаружив в ограде кирку и сани с пятнами крови, указывающие, что накануне здесь случилось что-то страшное.
Семья глухонемых Лосевых занималась изготовлением открыток. Верховодила всем жена Валентина, которая оказалась талантливым ретушёром. Приехала она в Читу из Москвы на заработки несколько лет назад, здесь познакомилась с Николаем, они поженились, вскоре родилась дочь.
В сентябре 1956 года на пороге дома Лосевых появился человек без левой руки — пустой рукав был заправлен за ремень: будучи также глухонемым, пару лет назад ходил по рельсам и не услышал поезда. Иван Майоров, так звали мужчину, оказался другом Николая Лосева. Иван попросился на ночлег на два дня, но потом остался и жить.
Его взяли в долю: Лосевы открытки печатали, а Майоров продавал их в поездах. Вскоре Валентина стала замечать, что часть денег Иван утаивает — тратит на выпивку, а потом и вовсе стал приставать к ней с признаниями в любви. Ссоры с мужем участились, в семье наступил разлад.
Однажды Лосева в шутку предложила Майорову сыграть в карты: кто проиграет — тому смерть. Проиграл Иван, возможно — неслучайно. Он-то и не догадывался, что Валентина не шутила. Следующая партия в карты определила его убийцу, им оказался Михаил Першин — напарник Майорова по продаже открыток. Лосева обещала щедро вознаградить исполнителя, пообещав 50 рублей денег и товар — открыток на 500 рублей.
3 января 1957 года Першин и Майоров доехали до станции Карымская, вышли из поезда и направились в буфет. Перекусили, выпили по сто граммов водки. Уже на улице Першин решил: пора действовать. Выхватив столовый нож, украденный из буфета, стал наносить им удары по шее и лицу Майорова. Истекая кровью, тот упал на снег.
Думая, что напарник мёртв, Першин спокойно уехал в Читу и получил свой гонорар. Майорова нашли железнодорожники и вызвали неотложку, которая и увезла его в местную больницу, где он пробыл до выписки — 29 января. Жить Ивану оставался один день.
Сойдя с поезда, Майоров пошёл к Лосевым — покушение на свою жизнь он так и не сопоставил с тем проигрышем в карты. Надо было видеть лицо Валентины, когда она увидела на пороге восставшего из мертвых Ивана. Так совпало, что в доме опять собрались все участники той картёжной игры.
Отозвав в сторону Першина, Лосева стала требовать, чтобы тот завершил начатое. Решили так: выманить жертву на улицу, муж Лосевой будет светить фонариком, а Першин и его приятель Вил Ищенко вместе будут наносить удары топором и ножом. Так и сделали. Свою последнюю папиросу Майоров не успел даже докурить. Дело было сделано. Затем затолкали тело в мешок и на санках в два часа ночи повезли труп до Читинки, где и сбросили в прорубь.
Позже на вопрос следователей, зачем Першин выколол глаза своей жертве, тот ответил: «Потому что боялись, что по глазам могут узнать, кто убил, тогда придётся отвечать...»
Отвечать пришлось так: суд приговорил Першина к расстрелу, а Ищенко и супруги Лосевы были приговорены к 10 годам лишения свободы каждый.