Есть возле пересечения улиц Ангарской и Баргузинской в Ингодинском районе Читы пустырь, обнесённый бетонным забором. Напротив через дорогу — баня №8. Слева — супермаркет «Караван». Тем, кто часто ходит мимо в одну из многочисленных аптек или, может, на учёбу в ЗабГУ, уже должны примелькаться и забор с корявыми надписями, и бирюзовая вывеска рядом с воротами… и золочёный купол с крестом, стоящий прямо на земле посреди мусорного пустыря.
Надпись о том, что здесь строится храм в честь великой княгини, преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны Романовой, жители района наблюдали не один год. Казалось, это стандартный долгострой — из тех, что почти никогда не превращается в законченный объект. Жалко было купол, который не переставал сиять в любую погоду, будто не замечая разрухи вокруг.
Удивительно осознавать, что вот тут, рядом с больницей, спорткомплексами, магазинами, другими очень мирскими домами и делами — одно из самых святых мест для Забайкалья. Здесь был Покровский женский монастырь, в котором в 1919 году шесть месяцев находились мощи алапаевских мучениц — Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары, прежде чем их вывезли из Читы.
Алапаевские мученики — члены дома Романовых и их приближённые, казнённые представителями советской власти в ночь на 18 июля 1918 года, на следующий день после расстрела царской семьи. Это произошло недалеко от города Алапаевска у рудника Нижняя Селимская, в одну из шахт которого сбросили тела; 8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно реабилитировала всех убитых под Алапаевском.
И вот в апреле 2021 года храм-долгострой обрёл надежду. Благотворительный фонд святителя Иннокентия, епископа Иркутского, наконец получил в своё распоряжение землю для строительства, которая, кажется, сама выбрала исполнителей. Один из представителей фонда поделился радостью, планами и историями о разрушении и созидании.
— Как появился план построить храм именно здесь?
— Это была неслучайная случайность. Мне встретились фотографии того, как разрушали Покровский женский монастырь: трактора, сравнивающие кельи с землёй. Я начал общаться с историками и узнал, что здесь целых полгода втайне хранились мощи святых мучениц Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары, здесь же они явили одни из первых своих чудес. Сначала у фонда были надежды построить хотя бы часовню, чтобы у забайкальцев и верующих из других городов была возможность почтить память святых, помолиться и попросить об исцелении. Сейчас же мы будем строить храм, кроме того, в планах небольшой монастырь.
— Почему строительство так затянулось?
— Бюрократические вопросы всегда требуют времени. Мы плотно занимались этим уже 3 года, обращались к Александру Осипову — это был его первый месяц в должности исполняющего обязанности губернатора края. Помимо огромной духовной ценности для края и всей России, строительство храма в честь Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары обосновано и с экономической, и с хозяйственной точки зрения. И Александр Михайлович прислушался к нашим аргументам. Чуть более трёх недель назад мы получили землю и начались молебны.
— Какую экономическую и хозяйственную ценность храма вы видите?
— Мученицы Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара пользуются огромным почётом среди верующих: не только православных по всей России, но и у католиков. Елизавета Фёдоровна — по рождению германская принцесса, и в Германии она известна и уважаема. Сейчас мощи святых упокоены в Палестине в Иерусалимском православном храме Марии Магдалины, как завещала Елизавета Феодоровна, приникнуть к ним и поклониться мечтают те, кому требуется духовная помощь, ободрение и чудо. А прямо здесь, в Чите, есть место, проникнутое святостью и чудесами. Когда появится храм, он будет привлекать паломников из Забайкалья, а также со всей страны и из-за рубежа.
Помимо благости от молитв верующих, Чита обретёт экономически привлекательный объект. Ведь храм — это и паломники, и туристы. А значит — подъём инфраструктуры, потребность в гостиницах, сувенирной продукции. Кроме того, вы сами знаете, что сейчас здесь пустырь, а если сказать честно — мусорка. При строительстве храма и монастыря территорию облагородят, и даже просто живущим в районе людям будет приятнее здесь гулять и находиться.
— Расскажите о чудесах, которые явили мощи алапаевских мучениц.
— В июне 1919 года наступала Красная армия. Тела погибших решили вывезти из города Алапаевска. Шесть гробов погрузили в товарный вагон и в сопровождении игумена Серафима с двумя послушниками отправили в Читу. Первые чудеса начались в пути. По воспоминаниям Серафима, стояла жара, из гробов вытекала зловонная жидкость, и лишь гробы Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары источали благоухание. Уже тогда на станциях верующие начали подходить к вагону и поклоняться мощам.
Поезд прибыл в Читу 30 августа; останки привезли в Покровский монастырь и тайком спрятали под полом кельи, в которой поселился игумен Серафим. И пока мощи хранились там, произошло одно из ярчайших чудес. В конце 1919 года владыка Нестор приехал в Читу и служил литургию в Покровском монастыре.
Во время совершения Малого входа все священнослужители вышли из-за алтаря в середину храма. Епископ Нестор стоял на приготовленном для него возвышении, и в этот момент увидел: из левого придела показалась Елизавета Фёдоровна, совершила молитву перед алтарём и подошла за благословением. Все окружающие видели, как владыка благословляет кого-то невидимого.
После епископ Нестор подошёл к настоятелю и спросил того, зачем скрывает, что Елизавета Фёдоровна, о гибели которой уже шли слухи, жива и находится в монастыре. Настоятель со слезами ответил, что мученица лежит в гробу под полом кельи вместе с другими убитыми. Это чудо глубоко поразило епископа, по словам очевидцев.
А в марте 1920 года тела повезли в Китай при поддержке атамана Семёнова. Оплатила перевозку бывшая жена атамана, от которой он откупился золотом. И она пожертвовала все золотые монеты на то, чтобы в безопасности и сохранности доставить мощи в Китай, а далее в Иерусалим. Говорят, судьба женщины далее сложилась счастливо — она вновь вышла замуж за уважаемого человека и родила детей.
— Вы говорили о том, что при храме планируется и монастырь. Для обывателя монастырь — это место, удалённое от городов, так ли это?
— Вовсе нет. В крупных городах и России, и зарубежья монастыри часто строятся прямо в центре, среди жилых кварталов. Это заблуждение сформировалось, так как ранее для монастырей необходимым было приусадебное хозяйство. В современности же всё нужное могут привозить из отдалённых мест, а в саму обитель легко приходить верующим, чтобы пообщаться с братьями и сёстрами, получить благословение.
— Нужна ли храму сейчас какая-то помощь?
— У нас уже, как легко заметить, есть купол и крест. Готов даже иконостас, который мы заранее заказали в Шуйской иконописной мастерской. Денег нам не нужно, а нужны молитвы забайкальцев. Ведь храм вырастает там, где молятся.
Каждое воскресенье в 11.30 проходят службы на месте будущего храма по адресу: Чита, улица Ангарская, 8. Фонд приглашает прихожан, ведь сейчас важен голос каждого человека, который присоединится к молитве за храм, за город и край.