Я гуляю по улице Горького в Чите 8 лет спустя, и в конце апреля 2021 года она выглядит гораздо симпатичнее, чем в январе 2013-го. Это, честно говоря, противоречило моей гипотезе о том, что город в последнее время стал страшнее, но недолго - почти сразу здесь начали уничтожать аллею, которая занимает четыре из пяти кварталов улицы Горького.
Проект «Прогулки по городу» стартовал на «Чита.Ру» ещё в 2013 году. Мы прошли по городу и его улицам зимой, весной, летом и осенью. Позже из этого проекта выросли новые - «Городские мелочи», «Незастроенная Чита», «Окраина», «Прогулки по времени» и другие. Мы не перепечатывали энциклопедические статьи о городе. Мы описывали его таким, каким видели сами. Где-то неуютным, не обустроенным, небрежно застроенным, но всё равно, безусловно, родным и любимым.
Спустя восемь лет мы вновь пройдём по Чите. Посмотрим, изменился ли город. Стали ли ровнее дороги, уютнее парки, выше деревья, счастливее лица прохожих. Пойдёмте вместе.
Горького по-прежнему бывший кусочек Профсоюзной, нагорную часть улицы Профсоюзной переименовали в 1968 году, в честь столетия со дня рождения Максима Горького. А вообще-то это практически бульвар — улица с рукотворной аллеей посреди, деревья были высажены студентами-медиками в 1958-м. В Чите таких немного, кажется, разве что ещё Украинский.
В последний и пока единственный свой официальный визит в Читу министр России по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков предложил сделать из улицы Горького Дальневосточный бульвар: «Хороший, красивый бульвар обязательно в тени, но сквозь листву деревьев играют лучи солнца. Чита — одно из самых солнечных мест в России. Бульвар здесь может стать одним из самых красивых в стране, если не в мире».
Теперь сюда пришли коммунальщики и чиновники. Не знаю, как вы, а я опасаюсь за улицу Горького.
Мне даже кажется, что с 2013-го здесь не была - так, чтобы прогуляться хотя бы в одну сторону. Тем лучше. Пойду вниз от перекрёстка с Новобульварной, где краевая детская больница, а потом поднимусь обратно.
Справа от меня за красивым жёлтым забором — губернаторская резиденция. В уютном особняке ближе к Новобульварной в 1950-х жил командующий округом, в других — его заместители и члены Военного Совета.
Сейчас внутри гостиница для приезжающих чиновников, раньше там ещё губернатор Константин Ильковский пил чай с блогерами. И детский сад.
Два года назад на перекрёстке Горького и Смоленской разыгралась драма: власти Читы собирались построить два новых корпуса для детсада №26, расположенного на участке соснового леса в квадрате улиц Горького, Смоленской, Ленинградской и Новобульварной, до конца 2019 года. Дошло до надписей «Руки прочь»:
Позже выяснилось, что проект строительства не согласовали с краевой службой по охране памятников - а детсад расположен в бывшем особняке управления, отвечавшего за добычу золота для семьи императора Николая II в Нерчинском горном округе. После серии журналистских текстов и заявки активистов на проведение митинга власти Читы отказались от планов по строительству на этом участке.
Тогда ещё врио губернатора Забайкальского края Александр Осипов поддержал идею создания парка на этом участке. Но как бы мало ли что он когда поддержал.
Ниже - легендарная аллея. Согласитесь, я вовремя?
Первое открытие — здесь больше нет камня. Раньше он лежал, здоровый, бурый, в самом верху аллеи, с табличкой, что на этом месте должен быть памятник первоцелинникам Забайкалья. Но теперь нет. Я верчу головой — похоже, что с него сняли табличку и оттащили к домам на правой стороне Горького вместе с чьими-то надеждами и чаяниями.
Может быть, это тихо произошло после того, как память первоцелинников увековечили на соседней Ленинградской в сквере и остановке общественного транспорта.
Я иду дальше, справа - аккуратные советские пятиэтажки с совсем уже зелёными площадками. Не удивлюсь, если, когда тепло, обладатели квартир на первых этажах тут всё ещё сушат бельё, и оно флагами цветов лета торжественно водружается в знак выходных.
На месте ресторана «Династия» в 2013-м была страшная городушка. А теперь всё чин по чину:
Ниже - здание, которое на всю Горького сообщает, что в нём сдаются офисы. Раньше тут была «Востокгеология», теперь чего только нет — РСТ (Региональная служба по тарифам), департамент мировых судей, страховщики, магазин морепродуктов…
Строгая табличка пытается отстоять место у входа, но тут всегда парковка (2ГИС, кстати, считает, что у здания 16 парковочных мест).
Вот квартал, ради которого я сюда шла. Между Балябина и Бабушкина на Горького с одной стороны медакадемия, а с другой - 321-й военный госпиталь, мне тут похоже на Питер. Два громадных жёлтых здания смотрят друг на друга, по вечерам перемигиваются окнами, помнят разное.
Сквозь решётку видно, что внутри, видимо, идут пары по физкультуре у студентов - они бегут по дорожке. Я радуюсь, что могу никуда не бежать. На одном из корпусов вывеска народного театра медакадемии «На тихой улице», это бывший «Бицепс».
Захожу внутрь и понимаю, что тут действительно тихо, несмотря на центр города и шумную Бабушкина.
Мы уже гуляли по академгородку ЧГМА в сезоне «Прогулок по времени» в 2014-м. Тут всё такие же тропинки, зелень и я немножко завидую студентам-медикам, такое тут у них особенное, только их место, корпуса в тихом парке, можно к экзаменам готовиться или целоваться в темноте.
Летом тут так:
В старом, самом первом корпусе ЧГМА раньше была мужская читинская гимназия, в годы Великой Отечественной — эвакогоспиталь. Я вообще неравнодушна к эвакогоспиталям, знаю каждое здание в Чите с мраморной мемориальной доской, доски ставили к 40-летию Победы. Война в Забайкалье – 5 700 коек, десятки эвакогоспиталей. Только на небольшой улице Горького два — один в здании ЧГМА, один — в 321-м военном госпитале.
Сворачиваю к храму, построенному в начале десятых — тут сделали площадь, раньше её не было.
На месте храма была домовая Свято-Антониевская церковь при мужской гимназии — небольшая, деревянная, больше похожая на сельские приходские церкви. Одновременно в ней могли поместиться 275 человек. Церковь служила гимназистам до 1925 года, после – службы прекратились, а в 1927 году здание снесли до основания. Разобрали даже фундамент и пустили камень на мощение Ленинградской улицы.
Сейчас это храм имени Святителя Луки Войно-Ясенецкого — известного хирурга и учёного Валентина Войно-Ясенецкого. Свои первые операции он провёл в военном лазарете в Песчанке в годы Русско-японской войны, в 1904 году он венчался с сестрой милосердия Анной Ланской в Церкви декабристов. Впоследствии стал архиепископом Симферопольским и Крымским, лауреатом Сталинской премии. Его причислили к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.
В прошлую свою прогулку я, помню, была возмущена соседством храма с храмом науки, мне казалось, что врачи не должны надеяться на Бога. Но за 8 лет я, видимо, поменялась: по-прежнему совершеннейший атеист, замерла посреди площади, радуюсь жизни.
Выходить жалко, но пора.
Сразу за табличкой о том, что улица переименована в честь 100-летия писателя Максима Горького, она утыкается в бывший Дворец спорта, а сейчас детский развлекательный центр «Карибы».
Остановку и вовсе переименовали в «Музейный квартал». С «Карибами» тоже был скандал - сначала профсоюзы без войны и за деньги сдали Дворец спорта, потом нынешний владелец «Карибов» (как звучит, правда?) собрался здание сносить, на его месте строить очередной какой-то центр - пятиэтажный, семейный, «как в других городах», потом оказалось, что будто бы сносить нельзя, потому что как будто бы это памятник культурного наследия.
Ничего непонятно, но понятно, что Дворца спорта больше нет и не будет (парни писали «Редколлегию» по этому поводу, можно посмотреть, но она грустная).
А пират у «Карибов» весёлый, сфотографировался со мной и смеялся из глубины себя.
Зато танк, стоящий внизу аллеи - незыблем, и это прекрасно. Его поставили в 1967-м, в 2015-м - реставрировали. До танка, кстати, на этом перекрёстке стоял памятник Сталину.
В здании на Горького, 28 сейчас - Геологический музей. Я, к сожалению, не была, но на TripAdvisor пишут, что он хороший и внутри рассказывают про динозавра Kulindadromeus zabaikalicus, которого нашла учёный, доктор геолого-минералогических наук Софья Синица.
Само здание постройки 1911 года, на нём мемориальная табличка педагогу и скульптору Иннокентию Жукову, родившемуся в Горном Зерентуе в конце XIX века. Он окончил в Чите мужскую гимназию, поступил на филфак в Петербурге, за участие в марксистских кружках был исключён и сослан в Нерчинский Завод. Потом его восстановили, но через несколько лет посадили за хранение нелегальной литературы. Преподавал географию, занимался скульптурой, изучал скаутское движение. В 1917-м возвратился в Читу, работал учителем, жил вот в этом доме на Горького, 28.
Считается, что это он придумал называть советских скаутов пионерами и дал им пионерский галстук.
Что было в этом доме между Жуковым и Геологическим музеем, мне быстро выяснить не удалось, если знаете, напишите, пожалуйста, в комментариях.
Дальше две хрущёвки и красивые цветные гаражи.
И — в рифму к гаражам книжный шкаф. Ненастоящий, это указатель к детской библиотеке, раньше его тоже не было.
Следующий квартал - 321-го военного госпиталя. Это памятник архитектуры регионального значения, несколько корпусов. И в списке минкультуры даже значится какой-то колодец, тоже по адресу Горького, 36, но колодец я даже не знаю, где искать.
Вообще здесь был бригадный лазарет на 26 мест, учреждённый Николаем Первым в середине XIX века. В начале 40-х, когда закончился Халхин-Гол, именно 321-й эвакогоспиталь сделали «учебным полигоном для медсестёр». Набирали покладистых, спокойных девчонок – как с медицинским образованием, так и без него. Учили, как обращаться с ранеными, перевязывать, психологии. Готовились.
Тут есть ещё очень колоритная лестница, но, к сожалению, в разгаре ремонт.
«Энциклопедия Забайкалья» утверждает, что внутри, во дворе установлена ещё стела погибшим в годы ВОВ медикам, я забираюсь повыше, хочу заглянуть внутрь, но всё равно не вижу. Есть только табличка:
Дальше детская библиотека имени Георгия Граубина, внутри - музей Граубина. Были планы по установке памятника Граубину, но что-то пошло не так.
«Я живу на самой длинной долготе, - писал Граубин. - За Байкалом в славном городе Чите. Здесь деревья удивительно длинны: достают макушкой чуть не до луны».
Всё, больше не достают.
Буратино вообще жалко — он тоже не может смотреть на уничтожение макушек, но он каменный и ему не отвернуться.
На Горького, 40, «Престиж-интерьер» - был раньше (интересно, кто-то помнит ещё эту рекламу? Тысячу лет назад её крутили по какому-то радио, и с тех пор я не могу перестать её петь). А теперь здесь какой-то не очень интересный ребрендинг, и этот кусочек я иду по аллее.
Прямо передо мной гуляет женщина, заложив за спину руки с телефоном. В телефоне отражается аллея, ещё нетронутая.
На углу Горького и Смоленской в прошлую мою прогулку был детский дом № 1 им. В.Н. Подгорбунского.
У Подгорбунского биография, при чтении которой каждый раз захватывает дух: Герой Советского Союза, воспитанник этого читинского детдома, гвардии капитан Подгорбунский 25 марта 1944 года со своим взводом переправился вброд на берег Днестра, занятый противником. Разведчики захватили в соседнем селе понтонный парк и отбуксировали к реке. Сапёры быстро соорудили из трофейных понтонных паромов переправу. За смелые, решительные действия, обеспечившие развитие операции, Подгорбунский был награждён орденом Красного Знамени.
29 марта разведгруппа Подгорбунского на двух танках совершила рейд в тыл врага в район города Станислава (ныне Ивано-Франковск, Украина). В результате было уничтожено четыре танка Т-IV, один «Тигр», восемь бронетранспортёров, два самоходных орудия, много автомашин с различным грузом и повозок, захвачено 19 105-мм орудий, 3 зенитных пушки, взято 6 складов, из них 4 продовольственных. 28-летний капитан погиб в Польше, в августе 44-го, во время разведрейда в тыл противника он был дважды ранен, горел в броневике и умер от ожогов.
А к 19 годам будущий Герой имел несколько судимостей за воровство — на общий срок лишения свободы в 36 лет, к 20 — успел несколько раз бежать из лагерей, попав под влияние политзаключённого, бывшего военного, из лагеря написал письмо Михаилу Калинину, изъявив желание порвать с прошлым и стать на честный путь. Отслужил в армии, получив специальность механика-водителя, работал в Иваново. Потом война.
Всего из детского дома имени Подгорбунского на фронт ушло 683 выпускника, представляете?
Теперь тут гимназия №21. Большинство воспитанников детдома в 2017-м окончили школу, остальных детей перевели, откапиталили корпуса и открыли гимназию. Мы побывали там во время ремонта. В январе 2018-го открылась гимназия. Чиновники обещали этим шагом сократить численность в Чите детей, которые учатся во вторую смену - сократили на 1,3%.
У входа красиво и скворечники. В прошлом августе, 2020 года, к 1 сентября здесь работала команда профессионального ландшафтного дизайнера.
Вот и перекрёсток с Новобульварной.
Я уже вижу приткнувшуюся сбоку от него мою машину, но перед тем, как уехать, задираю голову и запоминаю, как жёлтая пятиэтажка просвечивает через сохранившиеся тут макушки деревьев.
От коллег, уже написавших свои эпизоды в этом сезоне «Прогулок», мне известно, что весной 2021-го года прогулки очень похожи на некролог деревьям. И, главное, никогда не знаешь, в какой момент их вырубят. И что потом делать.
Прыгаю за руль и спускаюсь сверху вниз, до перекрёстка с Бабушкина - за полторы минуты. Очень короткая улица Горького, но как много в неё умещается, если идти пешком и крутить головой.