По улице Бутина я гуляла не один день. И в первый же день сделала около 350 фото. На второй день — ещё столько же. И на третий — около 100. Итого получилось почти 800 фотографий. Для вас я выбрала лучшие.
Проект «Прогулки по городу» стартовал на «Чита.Ру» ещё в 2013 году. Мы прошли по городу и его улицам зимой, весной, летом и осенью. Позже из этого проекта выросли новые — «Городские мелочи», «Незастроенная Чита», «Окраина», «Прогулки по времени» и другие. Мы не перепечатывали энциклопедические статьи о городе. Мы описывали его таким, каким видели сами. Где-то неуютным, не обустроенным, небрежно застроенным, но всё равно, безусловно, родным и любимым.
Спустя восемь лет мы вновь пройдём по Чите. Посмотрим, изменился ли город. Стали ли ровнее дороги, уютнее парки, выше деревья, счастливее лица прохожих. Пойдёмте вместе.
Улица Бутина ранее была Софийской — до 1925 года, в 1937 году кратковременно называлась улицей имени Кирова.
Говорят, что улицу Софийскую в Чите изначально планировалось переименовать в имени Ивана Бутина, чтобы избежать ошибочного проведения параллелей с нерчинскими золотопромышленниками Бутиными. Однако у властей была иная точка зрения, и в 1925 году на карте Читы появилась Бутинская улица, которую в равной степени можно отнести как к старателям Бутиным, так и к их однофамильцу — революционеру Бутину. Со временем такие ассоциации окончательно позабылись.
Мой путь начался с вокзала. Для меня это значимое место. Это первое, что я увидела в Чите, приехав сюда в 2004 году. Сама я родом из маленького посёлка, мне тогда Чита казалась просто огромной. Первое время я путалась в улицах и маршрутках, однажды даже вместо улицы Коханского уехала на КСК. Я сделала умное лицо, как будто так и надо, вышла из маршрутки, перешла на другую сторону дороги, села в другую маршрутку и благополучно вернулась к вокзалу.
На вокзале недавно отремонтировали виадук, он стал функциональнее — теперь есть выходы не на один перрон, а на три. А пока шёл ремонт, выход к третьему и четвёртому путям проходил через подземный переход. После ремонта появились подъёмники для маломобильных людей.
Первое, что видит каждый на выходе с вокзала — это кафедральный собор Казанской иконы Божьей матери. Когда я приехала в Читу первый раз, его ещё строили, он был окружён строительными лесами.
Раньше на этом месте была Атамановская площадь, потом стадион «Труд», который в конце 90-х был заброшен и окружён ларьками с алкоголем, аудиокассетами и всякой мелочёвкой — жвачками, батончиками и газировкой. С появлением сотовой связи там же начали продавать карты оплаты или принимать платежи на баланс телефона. С комиссией, конечно. В то время около стадиона было опасно ходить в тёмное время суток — там обитали сомнительного вида личности, из-за которых можно было лишиться не только кошелька, но и здоровья.
Уже много лет нет ни стадиона, ни ларьков, ни былой «славы» этого места. Теперь оно святое.
Перед собором величаво расположился памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому, который установили в 2015 году. В начале ХХ века в городе построили величественный собор, освящённый в честь Александра Невского. А в советские годы его разрушили. Спустя многие годы один из приделов Казанского Кафедрального собора освятили в честь князя, а теперь в центре Читы ему установили и памятник.
Слева от выхода с вокзала стоит коричневое каменное здание доходного дома казачьего войска, которое построили в 1909–1912 годах. В начале прошлого века в нём что только не располагалось — ресторан и усадьба «Новый Яр», киноиллюзион «Рекорд», магазины, склады, кафешантаны и винный погреб «Эльбрус». В 1919 году атаман Семёнов организовал в здании завод по выпуску гильз и патронов.
В 1922 году это здание арендовала Читинская таможня, потом в нём располагался дом офицеров Красной Армии. Сейчас это здание в ведении военной контрразведки.
На мой взгляд, оно мрачно-отталкивающее и в то же время притягивающее своей таинственностью.
Следующим стоит светлое здание Читинского техникума железнодорожного транспорта, функционирующее с 1959 года. Когда-то и я в нём училась по специальности «Организация движения». Сама не понимаю, как такой гуманитарий, как я, это делал. Внутри здания есть странные и запутанные переходы в другие корпуса, связанные с то ли с тем, что они достраивались позже, то ли с любимой в советское время системой коридорных лабиринтов, в которых неподготовленный человек может плутать часами.
Сразу за зданием техникума расположено двухэтажное здание — с одной стороны жилой дом с квартирами, а с другой — торговые помещения. Там пара магазинов, ремонт обуви и кафе быстрого питания. Будучи студентом железнодорожного техникума, я нередко обедала с однокурсниками в позной на углу этого здания.
На перекрёстке Бутина — Амурская по диагонали располагается гостиница Grand city. Раньше там находилось известное всем читинцам кафе «Тополь», которое славилось дурной репутацией и криминалом. За прошедшие несколько лет рядом с гостиницей выросло 9-этажное здание, в котором находится торговый центр под названием Grand city и офисы разных фирм.
Здание налоговой службы, которое располагается на углу Бутина — Анохина, за 8 лет не изменилось, разве что вывеску поменяли.
На другой стороне улицы находится дом А. П. Лопатиной-Гантимуровой, который когда-то принадлежал знатному роду Гантимуровых. Построили этот доходный дом в 1910 году, но часть построек во дворе появилась гораздо раньше, около 1880-го. Строил дом Пётр Лопатин, казак, который тогда занимал должность гласного городской думы (гласный — член собрания с решающим голосом в Российской империи — ред.) Место расположения дома очень нравилось предпринимателям, его постоянно кто-то брал в аренду — там торговали головными уборами, бакалейными товарами, размещали булочную и даже врачебные кабинеты.
В 1917–1918 годах там размещались первые легальные областной и городской комитеты коммунистов и редакция газеты «Забайкальский Рабочий», о чём нам напоминает мемориальная доска. В наши дни в этом здании много лет располагается судмедэкспертиза.
Немного выше стоит похожий дом, который также принадлежал Лопатиной-Гантимуровой. Оба здания — объекты культурного наследия.
Между двумя этими домами зажат небольшой одноэтажный павильон, в котором раньше, во время прогулки моего коллеги, располагался обувной магазин, а теперь там торгуют алкоголем. Как-то грустновато.
Через дорогу по-прежнему стоит гостиница «Чита», которая лет 10 назад называлась «Волна». За последние несколько лет в здании меняются кафешки на первом этаже — там было и бистро, и столовая, и китайская кухня. Недавно открылось новое кафе, в котором, впрочем, я не была.
Дальше по пути нашего следования — красивое по своему оформлению здание доходного дома купца Капитона Бушмакина. Его построили в 1917 году на углу улиц Бутина и Лермонтова. Автором проекта стал известный в Чите по проектированию домов в Полутовском квартале Леон Корганов. По плану к дому должны были пристроить дополнительные флигели, но сделать это не удалось из-за Первой мировой войны.
В 1919 году, во время власти атамана Семёнова, в здании размещалась Забайкальская контрольная палата. В советское время, в 1922 году, там работали отделы Забайкальской железной дороги. После перевода управления ЗабЖД во Второвский пассаж дом Бушмакина превратился в обычное жилое помещение. В 1939 году в нём временно работал Читинский окружной дом Красной армии, а в 1960-х годах здание отдали управлению ракетных войск при штабе ЗабВО. Они как раз и пристроили дополнительные здания по бокам, которые по сравнению с домом Бушмакина кажутся плоскими и безликими.
В начале 2000-х там располагался переговорный пункт, а сейчас — два отделения разных банков.
Напротив, на первом этаже жилого дома через улицу, много лет располагается фотоателье «Космос», которое продолжает существовать, несмотря ни на какие катаклизмы. Только меняют вывеску время от времени.
Следом располагается здание штаба Сибирского военного округа, на месте которого в прошлом веке недолго стоял кафедральный Александро-Невский собор. Строительство собора начали в 1899 году, полноценно работать храм начал только в 1912 году. А через 24 года его снесли, так как здание было сложно протопить, и к тому же оно быстро разрушалось. Кирпичи, оставшиеся после взрыва собора, использовали для строительства школ и штаба СибВО.
От штаба открывается вид на площадь Ленина, которая когда-то называлась Новособорной. Потом она недолго носила имя Октября, затем в 1939 году её назвали именем Ленина, которое она носит девятый десяток лет. Года два назад около площади обновили остановки, не скажу, что они стали красивее, просто другие. Зимой их украшают светящимися ёлочками в валенках. Подробнее о площади рассказано в тексте Марии Темировой.
И вот мы дошли до солнечно-жёлтого, местами розового, двухэтажного деревянного здания, в котором с момента постройки и до сих пор располагается главпочтамт. Построено оно было в 1893 году. Поразительно, что деревянная постройка живёт второе столетие. Несколько лет назад здание отреставрировали, поэтому мы продолжаем любоваться его красотой и поражаться его долгожитию.
На пересечении улицы Бутина и Ленина стоит трёхэтажное здание, которое занимает городская администрация. Построено здание в 1914 году, это был доходный дом братьев Полутовых, в нём было много разных организаций — магазины, булочная, кондитерская, стоматология, фотосалон и так далее.
Во время Гражданской войны в здании размещались властные структуры атамана Семёнова. Затем штабисты 5-й Краснознамённой армии, потом на первом этаже жили секретари Дальневосточной республики Николай Кубяк с семьёй, затем и Николай Матвеев.
В 1931 году здание частично оказалось в распоряжении Читинского горсовета, а затем постепенно всем зданием стали распоряжаться городские власти.
Скользишь взглядом по зданию администрации и натыкаешься на серую кирпичную стену. У любого человека, который видит это красивое здание, возникает вопрос: «Зачем к нему пристроили какую-то кирпичную коробку?» Да, это Центральный суд города Читы. Ответ, наверно, есть. Может, даже он логичный. Но я его не знаю.
Идём дальше — тут здание кинотеатра «Родина», которое перестало быть кинотеатром в 1990-х годах. Строили здание с 1938-го по 1956 год, в этом году ему исполнилось 65 лет. Сейчас там располагаются фолк-театр «Забайкалье» и студия танцев «Грация».
Через улицу, напротив, стоит здание православной гимназии имени Святителя Иннокентия Иркутского, а также приход Спасо-Преображенского храма и иконная лавка. Здание построили в 1907 году, в нём располагались миссионерское училище и домовая Преображенская церковь. С 1911-го по 1921 год на втором этаже училища находился единственный в городе приют для брошенных детей.
В советское время в здании располагалась поликлиника Центрального района, а с 1995 года его вернули в распоряжение православной церкви. В 2011 году здание отреставрировали, теперь оно простоит ещё долго.
За храмом продолжают расти ели перед зданием краевой администрации.
Напротив, через улицу, по-прежнему располагается краевая филармония имени Олега Лундстрема — монументальное здание, которое мне кажется слишком строгим. Зато там красивые афиши и прекрасное изображение девушки со скрипкой на фасаде.
Выше — не менее монументальное здание государственного архива, перед которым недавно установили бюст Алексея Кирилловича Кузнецова — археолога, фотографа и общественного деятеля.
Здание архива смотрит на городской Дворец бракосочетаний и на двухэтажный дом жёлтого цвета с магазинами и салоном красоты, перед которым посадили две ёлочки — так сказать, озеленили.
Рядом с этим зданием за забором стоят два деревянных дома. Судя по всему, там никто не живёт. Мне очень хотелось туда заглянуть, но забор слишком высокий.
Через улицу стоит ещё один двухэтажный жёлтый дом, тоже с магазинами. Рядом с ним каждый день пляшет человек в костюме медведя, который машет всем прохожим и хочет обниматься. Если честно, я всегда стараюсь обходить его стороной, он меня смущает. Может быть, потому, что я не очень люблю обнимашки.
На углу улиц Бутина и Чкалова — здание, которое построили в 1911 году, в прошлом это был дом купчихи Екатерины Новиковой, в нём жили педагоги и богатые ученицы Первой женской гимназии. Сейчас там Следственное управление следственного комитета России по Забайкальскому краю.
Через дорогу — та самая женская гимназия, сейчас это историко-филологический факультет Забайкальского государственного университета. И немного выше здание — тоже он. Между ними зажат маленький павильон с автозапчастями.
На другой стороне улицы находится бывший дом надворного советника Ильи Ореловича, построенный в 1900 году. Его перекрасили в бирюзовый цвет, восемь лет назад он был розовым. Там по-прежнему располагается Институт природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук, но вывески почему-то нет.
Рядом с ним за несколько лет выросло 8-этажное здание, в котором есть банк, кафешка, агентство недвижимости — всего 45 наименований предприятий.
Пересекаем улицу Бабушкина, за которой когда-то заканчивался город и начинался лес. Здесь снова двухэтажный жилой дом, на первом этаже которого можно купить еду, кофе, одежду и даже двери.
А выше — строится жилой 5-этажный дом. И даже есть предупреждение о том, что там работает строительный кран. Но крана нет. И хоть каких-нибудь строителей тоже.
Выше стоит ещё один двухэтажный дом, на первом этаже которого снова какие-то коммерческие помещения. И напротив — то же самое.
Дальше — трёхэтажное торговое здание, в котором уже нет «Любомира», но есть ресторан, магазин цветов, магазин верхней одежды и — по-прежнему — продуктовый супермаркет.
А через улицу — панельная пятиэтажка, где восемь лет назад наш корреспондент обратил внимание на подрастающие ёлочки. Роман, они подросли — смотри, какие стали.
И деревянный одноэтажный домик тоже на месте. Всё по-прежнему.
И редакция «Чита.Ру» на том же месте. Только вывеска изменилась.
Торговый дом «Багульник» всё так же функционирует, а вот «Сеул» почему-то без вывески. Но появилась одноимённая автомойка за углом. На одним из входов висит вывеска «Вход «Е», но я не нашла других дверей с обозначением первых букв алфавита. Поэтому вывеска для меня осталась загадкой.
Напротив «Багульника» на остановке стоит интересная скамейка – высотой сантиметров 20, не больше. Моя дочь, когда увидела скамейку, воскликнула: «Я извиняюсь, это для кого скамейка вообще?».
Выше стоит здание торгового центра «Шоколад», а напротив, как и прежде — «Бутинский».
Дальше снова дома современной и советской постройки. И по традиции первые этажи заняты коммерческими делами — магазинами, салонами красоты и так далее.
Здание, которое ещё недавно принадлежало телекомпании «Альтес», пустует. В глаза явно бросаются тишина и запустение, даже какой-то мрак.
Напротив располагается трёхэтажное здание с рестораном и гостиницей, а перед ним — зловещие деревья. На улице уже вечереет, и выглядит это всё как-то жутковато.
У дома выше стоят каменные клумбы, некоторые из которых закрыты крышками со смайлами. Наверно, чтобы их не засорили за зиму или чтобы сохранить землю, не знаю точно.
Деревянные резные дома на перекрёстке с Новобульварной улицей по-прежнему стоят, там живут люди, а напротив на них кирпичным взглядом давит 16-этажный многоквартирный дом, как бы намекая, что этим домишкам тут давно не место.
По другую сторону, если посмотреть через Новобульварную — построили новый кинотеатр «Россия». Здание интересное, есть башня с часами, а в тёмное время суток надписи «Кинотеатр» и «Россия» переливаются и мигают. Красота.
Сточная канава, которая проходит вдоль Новобульварной, стала чище. Видимо, теперь её хотя бы периодически проверяют и убирают мусор.
Ближе к концу улицы много высоких жилых домов, построенных за последние лет 20–30.
«Шахматный парк», шум вокруг строительства которого долго не утихал, красуется на своём месте. Внутри выложенные плиткой дорожки, игровые площадки, книжный шкаф и даже есть домик Бабы Яги. Но самой её дома не оказалось — на двери замок, над дверью сигнализация.
Выше парка есть детский сад «Солнышко», дальше — кафе «Аура» и жилые многоэтажки.
В самом конце улицы Бутина всё так же красуется телевышка, из-за которой близлежащая территория получила название «Телецентр».
Вот и закончилась прогулка длиной в 2,3 километра, равная длине улицы Бутина.