26 ноября 1960 года в 10 утра на окраине посёлка Мельниково Иркутской области появился бегущий человек в больничном халате и тапках на босу ногу. На одном из заборов он увидел старые брюки. Сдёрнул их, надел на себя и укрылся в заброшенном доме. Зуб на зуб не попадал от холода, но надо было дождаться темноты.
Это блог о громких преступлениях и занимательных событиях прошлого, которые происходили в разные годы в Забайкальском крае и не только. Автор — пресс-секретарь Забайкальского краевого суда Виктория Михайлюк — будет теперь рассказывать о них не только на страничке в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация), но и на «Чита.Ру».
В полночь человек вышел из укрытия, и вскоре навстречу ему попался местный пьяница, едва передвигающий ноги от хмельных паров. Сняв с него шапку, полушубок и валенки, а также вытащив из внутреннего кармана костюма документы, человек толкнул мало что соображавшего мужчину к дому, где горели окна и приказал: «Стучись!» Тот как робот подчинился. А беглец, приобретший новую фамилию, через неделю сошёл с поезда на вокзале Читы.
Так началась читинская история похождений одного из самых дерзких бандитов 60-х Анатолия Зубарева. К этому моменту он уже был неоднократно судим и несколько раз бежал из мест заключения по очередному приговору суда — как и в этот раз из тюремной больницы. Крови на нём не было — Зубарев слыл удачливым вором и, кроме того, обладал какой-то магией обаяния и убеждения: за ним беспрекословно шли люди. А особо податливые отдавали свои паспорта, чтобы Зубарев мог вклеить туда свою фотографию и таким образом сменить имя. Даже в уголовном деле Зубарев проходит под шестью разными фамилиями.
В Чите Анатолий Зубарев нашёл убежище в доме супругов Герасимовых, по адресу улица Будочная, 33. Именно тут теперь находилось бандитское гнездо. Здесь собирались перед преступлением, сюда возвращались после. Всего в вооружённую банду вошли 11 человек, среди них одна женщина — супруга хозяина дома.
Первое ограбление было совершено 8 декабря 1960 года в магазине по улице Ленина, 97 (бывший магазин «Ткани»). Зубарев через окно увидел, что почти у подоконника лежит тюк материи. Разбить стекло и украсть тюк было минутным делом. Рулон оказался 40 метров длиной: хватило и продать, и костюм себе пошить, и поделиться с Герасимовыми.
30 декабря ограбили «Военторг» по улице Ленина, 110. Добычей бандитов стало ружьё «Белка», из которого сделали обрез. Как позже объяснял Зубарев: «Я знал, что в некоторых магазинах находятся собаки, и мне не очень хотелось попадать в лапы этих лучших друзей человека, потому что ранее я задерживался органами милиции при помощи собаки, которая меня здорово покусала».
К слову сказать, из этого обреза впоследствии ни человек, ни собака не пострадали — грабители лишь пуганули сторожа 3 января, и вновь в «Военторге». Вернулись в тот раз без добычи.
Все эти вылазки казались мелкими для Зубарева — хотелось больших денег. И он отправился в Хабаровск, где 10 февраля «взял» очередной магазин промтоваров. Оттуда вылетел самолётом в Благовещенск, имея багаж награбленного 72 килограмма!
Схема действий Зубарева была такой: ограбление, затем скорый переезд с краденым в соседний регион, где всё распродавалось скупщикам. Часто шёл на грабёж в одиночку, но под рукой всегда были те, кого он вовлекал в свои замыслы. Новосибирск, Омск, Барнаул и вновь Чита — такова география преступлений главаря банды. Наручные часы, костюмы, пальто, обувь — в уголовном деле десятки товарных ярлыков, приложенные как вещественные доказательства. Зубарев был осторожным и не оставлял отпечатков, либо они были смазанными и непригодными для идентификации.
Главаря банды задержали 2 апреля в Алтайском крае, позже его этапировали в Читу; 27 июня 1961 года в 17 часов спецвагон с заключёнными прибыл на станцию Чита-2. При посадке заключённых в спецмашину Зубарев совершил побег. Перебежав под вагонами через многочисленные железнодорожные пути, Зубарев выбежал на берег Читинки.
Бросившиеся в погоню конвоиры открыли стрельбу, но Зубарев был как заговорённый — ни одна пуля его не задела, и он благополучно перебрался через реку. Тут его и настиг один из преследователей. Зубарев, размахивая ножом, который укрывал при себе всю дорогу, напал на конвоира и схватился за пистолет, чтобы вырвать его из рук, но боец приёмом самбо уложил беглеца на лопатки.
Всего банда грабителей меньше чем за год нанесла государству ущерб на сумму 45 тысяч рублей. В ту пору средняя зарплата инженера — молодого специалиста — была 110–130 рублей, а на награбленные деньги можно было купить 8 автомобилей «Волга» или 45 мотоциклов «ИЖ-Юпитер» с коляской.
Читинский областной суд приговорил Зубарева и одного из его подельников к расстрелу. На 20 листах своей кассационной жалобы он пытается убедить суд в том, что не организовывал вооружённую банду, а просто добивался свободы, потому что хотел жениться, создать семью и растить детей, но росли только сроки заключения: от одного уголовного дела к другому, что лишало его этой возможности. Верховный Суд РСФСР оставил приговор Зубареву без изменений. Ходатайство о помиловании Зубарев подавать отказался и был расстрелян в сентябре 1962 года.