Улица Подгорбунского для меня была бытовой и проходной, по большей части три года служащей для того, чтобы прийти домой и уйти из него. Поэтому вдумчиво прогуляться, включив режим туриста, было вдвойне интересно.
Проект «Прогулки по городу» стартовал на «Чита.Ру» ещё в 2013 году. Мы прошли по городу и его улицам зимой, весной, летом и осенью. Позже из этого проекта выросли новые - «Городские мелочи», «Незастроенная Чита», «Окраина», «Прогулки по времени» и другие. Мы не перепечатывали энциклопедические статьи о городе. Мы описывали его таким, каким видели сами. Где-то неуютным, не обустроенным, небрежно застроенным, но всё равно, безусловно, родным и любимым.
Спустя восемь лет мы вновь пройдём по Чите. Посмотрим, изменился ли город. Стали ли ровнее дороги, уютнее парки, выше деревья, счастливее лица прохожих. Пойдёмте вместе.
Своё название улица получила 56 лет назад — 5 мая 1965 года читинской улице Песчанской присвоили имя Владимира Подгорбунского. Текст с его биографией и историями подвигов других забайкальцев Героев Советского Союза, чьи имена стали названиями улиц Читы, выпускал шесть лет назад Андрей Козлов.
Судьба Подгорбунского — ещё одно доказательство того, что мир не делится на чёрное и белое, хорошее и плохое. Будущий герой воспитывался в детдоме, воровал, сидел в лагерях, но после встречи с нужным человеком вступил в ряды Красной Армии и выучился на механика-водителя танка. Он попал на войну в 1942 году, освобождал города, брал в плен гитлеровцев, уничтожал танки. Погиб от ожогов, выпрыгнув из горящего броневика во время разведрейда.
Именем Подгорбунского названы школа-интернат в городе Казатин, детский дом №1 и улица в Чите, установлены мемориальная доска и бюст.
На прогулку по улице ушёл час — это примерно 4 тысячи шагов и 2,4 километра, если верить наручным часам. Я повторила летнюю прогулку Кати Шайтановой и тоже начала её со стороны улицы Шилова.
Начало улицы представляет собой серые заборы и стены. Недавно здесь появился новый асфальт на тротуарах — идти приятнее. Вообще ремонт всей улицы завершили в 2020 году к параду в честь 75-летия Победы.
Белая проходная в управление спецсвязи выглядит неким светлым ориентиром после серого однообразия.
Подходим к школе №40. Около неё довольно зелено, только нескольким тополям не повезло.
Для меня у школы примечателен стадион. Пару лет назад его не закрывали на замок, и по утрам там бегали и занимались йогой жители окрестных домов. Судя по иногда появляющемуся мусору вечерами, там собирались и подростки. Но всё равно мне кажется несправедливым его закрытие. Там очень славно прыгалось на скакалке летом в 7 утра.
Минуем две стройки. Одну на Красноармейской, 59, уже и карта называет «Долгострой», у второй на Красноармейской, 58, ещё есть надежда — она называется «Строящиеся объекты».
Строительный магазин попытался хоть как-то облагородить территорию и довольно неплохо ухаживает за кустами, растущими напротив.
Дом на перекрёстке Подгорбунского и Богомягкова радует смешением стилей. Деревянный заборчик у палисадника навевает какие-то деревенские мотивы, сама многоэтажка похожа на ракету.
Дальше дом-великан смотрит на маленького бревенчатого соседа. С 2013 года мало что изменилось - и в этом случае это к лучшему. Не хочется лишиться таких резных наличников и добродушных ставень.
Следом «ЧитаСервисЛада».
На дороге ещё одна школа — теперь №3. Её построили в 1903 году, тогда это была учительская семинария. Сама школа тоже старая, открыта в 1937 году.
Как писала 8 лет назад Катя, учительская семинария занимала целый квартал между улицами Подгорбунского (Песчанской), Курнатовского (Албазинской), Богомягкова (Мариинской) и Угданской. А сегодня сохранилось одно здание — третьей школы.
Дальше деревянные домики корпуса медколледжа и отделения туберкулёзного диспансера. Если бы их отреставрировали, то смотреть на них было бы ещё приятнее.
Приближаемся к банку, колонна машин — явный признак.
Парк Пионеров читинцы очень любят. Его закрывали во время локдауна пандемии, но даже бабушки с палками умудрялись туда пробираться погулять. Ещё бы — такого обилия зелени поблизости немного.
Церковь «Спасение в Иисусе» стоит на перекрёстке с Журавлёва и вечерами светит красным крестом на башне.
Я перешла дорогу и наткнулась на группу школьниц, которые ходили с плакатом в защиту природы и раздавали мотивирующие записочки. Плакат сфотографировать не успела, но бумажку оставила.
Дальше просто жизнь — дома, деревья, кто-то любит Дашу.
Около Бутина улица Подгорбунского обрывается — улицы нет, а дома есть. Больше всего мне, конечно, хотелось посмотреть на дом Шиллинга. В 2015 году там ещё можно было походить внутри и фотографировать. Но в 2017 году он сильно пострадал от пожара. С тех пор ничего не изменилось, только появился высокий металлический забор, который, судя по мусору за ним, не всех останавливает.
Подгорбунского снова становится прямой улицей у детской библиотеки имени Георгия Граубина.
Тут есть и первая лавочка, если не считать те, что рассыпаны по парку Пионеров.
Здание Роскомнадзора потрепало время. Но, может, оно просто хуже выглядит в пасмурный майский день, чем в летний.
Дальше проходим детский сад №88 «Тополёк». В воскресенье около него просто гуляли дети.
У дома на Токмакова, 10, неизвестно почему детская площадка с одной стороны огорожена колючей проволокой. Вид внушает угрожающий.
Дальше уже почти Кайдаловская — её дом «15а» захватываем по прямой. Он удивляет какими-то не читинского вида магазинами — наверное, всё дело во двориках перед каждым.
Ещё несколько часов после прогулки я не могла остановиться всматриваться в детали уже на других улицах Читы. Это полезный навык и интересный опыт. Остановиться, вдохнуть и заметить красоту.