Администрация Читы неделю думала, но всё равно не назвала в ответ на запрос ИА «Чита.Ру» автора идеи сделать в историческом Полутовском квартале по улице Ленина — это самый центр города — аллею почётных граждан. Её, кстати, архитектор Арина Шаравина назвала безобразным внедрением в этот самый квартал. Мне кажется, что не только она и не только так, как сказала Шаравина.
Колонка была впервые опубликована в редакционном разборе недели 6 июня.
Предвыборный год как будто активировал у местных властей в голове кнопку, на которой написано «Память». Может быть, кнопка изначально подразумевала просто поучить стихи и не забывать в магазине купить кетчуп, как жена просила, но перед выборами многие страдают передозировками исторического патриотизма, и кнопка залипла.
Кандидат от «Единой России» и начальник ЗабЖД Александр Скачков начал появляться на плакатах в троллейбусах с подписью про то, что «Забайкалье — родина героев». Эти плакаты, оказывается, были не про то, какой герой Скачков, а про его идею о присвоении Чите звания города трудовой славы. Несогласных с ней Скачков называл недалёкими.
Потом был Гагарин, перед которым мне стыдно. На детской спортшколе нарисовали его портрет и подписали «Время быть первыми», выделив буквы ЕР. Позже региональное отделение «Единой России» сообщило, что портрет Гагарина — партийный проект. Если бы Гагарин узнал, что его когда-то на стенах школы будут малевать не как достижение великой страны, а как достижение неизвестной ему партии, не факт, что он бы не расколотил шлем ещё до входа в ракету.
Про историю с аллей почётных граждан мне рассказывали, что сначала как будто бы эти таблички с портретами хотели воткнуть на площади Ленина, но что-то пошло не так. Может быть, узнал кто-то из архитекторов, которые и возмутились. Я не знаю, насколько это правда, но с первых минут, когда в редакции узнали про этот проект — а узнали задолго до установки, — источники говорили, что:
а) проект партийный и под выборы;
б) ну и рождён гениальными творителями на Бутина, 39, без каких-либо консультаций со специалистами. Для галочки, что сделали — и теперь полюбуйтесь, аллея есть.
Я не знаю, как вам, но мне, когда иду мимо этих жутких заделанных дыр в асфальте и синюшных портретов, хочется зажмуриться. И не потому, что аллеи памяти — это плохо, а от того, как по-уродски у нас это делается. Вы стариков-то спросили, хотят ли они быть на таких портретах на искорёженных вашей фантазией улицах? Особенно вот в этой предвыборной мишуре, когда людей за уши тянут в псевдопатриотизм, кивая на прошлое — только бы вопросов про настоящее не задавали?
Пожалуйста, не трогайте с вашими карьерными изысками стариков: людей и кварталы, которые не вами строились и не вами сохранялись. Если очень хочется, можете тем же почётным гражданам сделать прибавки к пенсиям или дома помочь отремонтировать. Лично. Сходите, поговорите по-человечески и стену, если надо, своими руками помогите подштукатурить или полку прибить.
Отожмите, господа чиновники, в голове уже эту красную кнопку. Она не про ваши выборы, она просто про ваши рефлексы.
Если уж очень-очень такую аллею будет хотеться, то позовите архитекторов, у которых есть своё мнение, и послушайте. Потом дайте задание хорошим дизайнерам, заплатите им и сделайте всё от души. Но без предвыборных кампаний я в вас что-то мало верю.