Неделя началась со странного сообщения о том, что бездомный (а может быть, просто очень неопрятный и пьяный) мужчина специально кашляет на прохожих на улице Ленина в Чите у входа в парк Дома офицеров. Мы поспрашивали наших подписчиков в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) – оказалось, его многие видели. Иногда он кашляет, иногда просто песни поёт. Можно было бы списать это на безумие конкретного мужчины, но историю прокомментировали и уровень сюра возрос.
Директор Дома офицеров Сергей Жеребцов сначала стал перекладывать ответственность за происходящее на городскую власть — мол, бездомный топчет землю администрации, она пусть и разбирается. А дальше Жеребцов ещё добавил, что каждое лето у них в парке появляются «новые персонажи» — так как многие бомжи зимой умирают на улицах. Обновление бездомных, по его словам, происходит каждое лето вот уже 10 лет.
Первая реакция на слова — хочется обвинить в цинизме. Бить себя в грудь и кричать — это же живые люди со сложной и трудной жизнью, страдающие и нуждающиеся в руке помощи. А потом я вспоминаю, в какой стране мы живём, и становится понятно, что не в директоре дело, это установка всей страны.
Нет у нас в России (что уж говорить о Чите) отлаженной и работающей системы помощи бездомным людям. Не вижу я результатов, давно не пишут о них в громких релизах. Думаю, где-то работают потихоньку соцприюты, церковь кормит бездомных своими силами — все они борются с ветряными мельницами. Не с причинами того, почему люди оказываются на улице. Причины-то должно устранять государство, но пока президент Владимир Путин просто озвучивает очевидное и называет бедность одной из нерешённых проблем страны.
В Чите бездомные могут надеяться только на то, что пройдёт мимо сити-менеджер Александр Сапожников и нальёт тарелку борща, снимаясь на камеру. Может, даже бросит шубу с барского плеча. Или пиджак.
Руководство города никогда не отличалось тактом в этих вопросах. Все помнят, как бывший мэр Читы, ныне покойный Анатолий Михалёв, в 2011 году заявил, что бомжи – это беда и, к его сожалению, их нельзя отстреливать. Потом он попытался свести всё к неудачной шутке.
На мой взгляд, эта неудачная шутка главы города отражает желание всех не видеть проблемы. Убрать её, чего она тут маячит? Решать, что ли, её как-то надо?
Бездомные есть во всём мире. Они есть в России, наверное, с момента её становления. А жалеть их только Фёдор Михайлович Достоевский умел. Остальные умеют спихивать проблему друг другу и считать, сколько человек замёрзли насмерть зимой.
Счастливый финал со спасением бездомного даже у героя Билла Мюррея из «Дня сурка» не с первого раза получился. Что уж говорить о нас, верно? Но он хотя бы раз за разом пытался. А у нас на словах складно не получается. Так, чтобы стыдно не было.