Разрез Харанорский. Практически каждый забайкалец слышал об этом предприятии. Как только начинаешь размышлять, сколько там человек работает, какие масштабы добычи и обороты — восхищаешься, как эта «машина» едет без сбоев. А потому что все «шестерёнки» слаженно работают.
Машинист крана: «Если дома тепло, то и в семье счастье»
Мы подъехали к железной дороге. На железнодорожном кране работает бригада. Мне вообще непонятно, чем они заняты, но по их лицам видно, насколько они сконцентрированы. Анна, которая нас сопровождает, зовёт мужчину, который сидел в кабине — сапоги, спецодежда, каска, всё как требует техника безопасности.
Заходим в автобус, чтобы было тише.
— Расскажите про ваш профессиональный путь, как попали на СУЭК?
— Пришёл из армии и сразу устроился сюда — сначала монтёром пути, но позже обучился на машиниста крана. Знаете, как это было? Приходит начальник и говорит, мол, кто хочет пойти машинистом, ну я и стал добровольцем. Так вот уже 12 лет и работаю.
Конечно, многое изменилось с начала работы. Сейчас у меня уже повышенная категория, значит, и зарплата выше. На жизнь хватает, это радует.
— Как вам удаётся совмещать семью и работу?
— Сейчас у меня напряжённый график, бывает производственная необходимость, что приходится задерживаться. Уголь же надо добывать. Семья меня ждёт дома, нужно обязательно уделять ей время. Трудно, конечно. Но мы всегда добивались своего, только лучшего. А вообще — жизнь всему научит, научит совмещать семью и работу (улыбается).
— Сталкивались с опасностью на работе?
— Были моменты, когда переживал за свою жизнь. Работа ответственная, сложная, ты постоянно работаешь с людьми и отвечаешь не только за себя. Всякие ситуации бывают. Нужно просто проявлять бдительность, следить за другими, подбирать команду. Бывают случаи, когда приходится проносить груз нетрадиционно. Например, над пропастью. Страшно, конечно. Но я себе доверяю.
Ещё опасно перевернуть кран. Мы работаем с контргрузом (Противовес), без опор. Главное — бдительность, тогда всё будет хорошо.
— Что вас мотивирует на работу?
— У нас такая профессия, что мы приносим людям тепло. Как оставить людей? Детские сады, школы, дома. Надо отгружать уголь оперативно, чтобы он поступал в пункт назначения вовремя. Если дома тепло, то и в семье счастье. Меня это мотивирует на работу.
— Думали над сменой деятельности?
— Я даже не задумывался над тем, чтобы уйти. Меня видят каждый день дома дети. Ребёнку всегда нужен отец, а жене — муж. Поэтому я никогда не ездил работать вахтовым методом. Приятно же, когда приходишь с работы, а ребёнок тебя ждёт, бежит к тебе и обнимает. Сложно работать на стороне и далеко от дома. Для меня важна семья.
Я бы хотел, чтобы мои дети здесь работали. Наше производство — единственное градообразующее в этом районе, нужно, чтобы предприятие развивалось и росло. Было бы круто, если мои дети этому помогут.
— А если бы вам сейчас предложили стать кем угодно, какую профессию бы выбрали?
— Пошёл бы горным мастером. Но если серьёзно, то не пойду, потому что ещё не нашёл замену себе на кран. Слишком уж чутко к нему отношусь (смеётся). Доверяю только бригаде.
— Как привлечь молодёжь к такой работе?
— Командность нужно вырабатывать годами. Молодёжь следует привлекать, заинтересовывать, ведь все в интернете погрязли. Представляете, просто так ездят на мотоциклах, катаются. Мы раньше ездили на рыбалки, за грибами, вот так было. Даже в мелочах у нас была цель, а у них — нет. Может, им психолог нужен? Не знаю.
Связист: «Дал бы себе совет в молодости — не тупи»
— С чего началась ваша карьера?
— Пришёл в компанию в 2001 году, 12 октября. Устроился работать учеником связиста, а потом дошёл до первого разряда. Сейчас я работаю электромехаником управления системами топлива и веса. Обслуживаю систему «Автограф» и другие, это нужно для того, чтобы мониторить топливо и вес.
Работа такая: наряд и текучка. Где что сломалось, датчики топлива смотрим. Ремонтирую, настраиваю, диагностирую. Обычно мы работаем по двое. Вообще — график с понедельника по пятницу. Да постоянно мы работаем, нужно, чтобы всё действовало без перебоев.
— Как выбрали профессию?
— Она меня выбрала. Пришёл начальник и сказал, мол, так и так. Связистом я проработал 15 лет. Сначала у нас стояла АТС на тысячу абонентов, её обслуживали. Кабель связи шёл до Борзи и до разреза.
— Семья нормально относится к такой работе?
— Жена ворчит, но это уже привычно. Никак не научишься успевать и там, и здесь. Приходится выкручиваться, да и вообще, жить на что-то надо. Вот и работаем. Вчера я вот цветов ей подарил, чтобы всё хорошо было.
— Есть ли какие-то приметы у вас в профессии?
— Не хохотать в пятницу. Серьёзно. По-любому останешься тогда после работы. И это работает. Если к вечеру засмеялись, то всё, туши свет. Мы проверяли, так и получается.
В свободное время пытаюсь быть больше с семьёй, детьми, моей дочери уже 2 года и 2 месяца. Ей же постоянно нужно время, стараюсь.
— Помните свой первый рабочий день?
— АТС была в посёлке, пришёл, меня дали к дяденьке усатому. Вот я за ним и ходил потом. Дал бы себе совет в молодости — не тупить (смеётся). По молодости многие тупят.
После этих двух разговоров настроение явно поднялось. Разрушился окончательно миф, что мужчины, работающие на разрезе, угрюмые и серьёзные. Мы смеялись, разговаривали без притворства. Одно понятно, что они работают и не отлынивают, ведь нам удавалось поговорить совсем немного.
На разрезе чувствуется команда и большая семья. Все друг другу улыбаются, общаются, как старые друзья. Здорово было почувствовать себя частью чего-то такого масштабного.