Самое, пожалуй, грандиозное событие уходящей недели — это многодневное голосование на выборах депутатов в Госдуму VIII созыва. В четверг прошли последние дебаты, а в полночь перед пятницей завершился агитационный период с обещаниями благоденствия и констатацией факта не очень счастливой жизни в городе, крае, стране. И было чувство причастности, ведь о нас вспомнили, и о проблемах, оказывается, люди, надеющиеся стать депутатами, знают и готовы их решать. Грустно только от того, что уже завтра большинство предвыборных лозунгов будет забыто, и обычный человек вновь будет в забвении до следующего единого дня голосования.
Размышления о выборах, словах митрополита и зашоренности городской власти в разборе недели от журналистов и редакторов «Чита.Ру».
Андрей Козлов: Мой выбор – новая Госдума!
К концу этой недели мне хотелось, чтобы выборы в Госдуму закончились. Хотя я часто думаю о том, что неплохо проводить разные крупные выборы раз в год – сначала президента, потом Госдумы, потом Совета Федерации, потом губернатора, потом заксобрания, и дальше по кругу. Каждый год будут обещания, часть из которых нужно будет исполнять, кто-то будет зарабатывать, да и в целом известный аттракцион.
Но потом я вспоминаю о том, что в 1-й городской больнице опять забиты все реанимации. А ещё в клиничке уже почти год нет главного врача (и от этого бардака – если как следует разобраться – почти наверняка умирают вполне конкретные люди). Заградительные экспортные пошлины поставили на колени производство рапса. Часть школ в регионе начинают учебный год с дырявыми крышами. На ЗабЖД минимум раз в месяц аварии. Чита зарастает мусором. И в этот момент мне опять хочется, чтобы всё закончилось, и у региональной власти появилось больше возможностей заниматься своими непосредственными обязанностями.
Потом я думаю о том, что представительные органы на федеральном уровне, конечно, нужны. И в этот момент мне кажется, что пусть Госдума формируется по принципу Совета Федерации. А что? В Совет Федерации сенаторов назначают губернатор, заксобрание и президент. Ну давайте сделаем в Госдуме побольше мандатов, и официально дадим их представителям крупнейших организаций в регионах.
Пусть один мандат будет у губернатора – ему же нужна команда. Один у спикера заксобрания. Один у краевой Общественной палаты. По мандату выдадим крупнейшим налогоплательщикам – зачем им тратить деньги на избирательные кампании своих кандидатов, у которых ещё и шансов победить нет. Платишь больше миллиарда рублей налогов в год в региональный бюджет все последние 5 лет – получи мандат. Есть у тебя на предприятии больше 5 тысяч человек – тоже вот тебе мандат. Зарплату только и все прочие расходы на содержание сами платите.
Всё равно Госдума ничего не решает, а выполняет установки исполнительной власти – в основном администрации президента. Ну и тут будет выполнять – кому же захочется терять мандат, деньги и бесплатные полёты на самолётах к любимым избирателям.
Зал побольше смастерим – мало ли в Москве залов. Установим ограничения на депутатов, чтобы они сильно не наглели. Ужесточим правила работы. И будем жить не тужить. Ну или не будем: не жили богато – нечего и начинать.
Разнесём сроки назначения депутатов, чтобы они не блокировали регион на два месяца в период выдвижения. Обяжем организации, выдвигающие кандидатов, публично объяснять принципы отбора. Сделаем в Госуслугах форму подачи жалоб кандидатам. Запилим новый крутой сайт Госдумы. И запретим новым депутатам компостировать населению региона мозги. Заодно внесём в Уголовный кодекс статью за компостирование мозгов и определим наказание – запрет на использование осуждённым интернета на срок от года до 10 лет.
Тогда, наконец-то, депутаты станут депутатами. Руководители крупных предприятий не будут отвлекаться на смену своего статуса. Правительство края вернётся к своим министерствам. А крупные предприятия получат своих лоббистов на федеральном уровне просто потому, что они крупные предприятия.
Трудовую доблесть — в стелы! Новое звание — в массы!
Федеральный оргкомитет «Победа» 9 сентября присвоил Чите звание Города трудовой доблести. Редакторы «Чита.Ру» Андрей Козлов и Екатерина Шайтанова в очередном выпуске проекта «Редколлегия» вносят свои предложения в план работы по продвижению этого звания в массы.
В «Редколлегии» допущена ошибка. Орден Трудовой Славы неверно назван орденом «Победа».
Екатерина Шайтанова: Любимые цитаты митрополита Димитрия
Я настолько обожаю божественные речи митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского Димитрия, что записываю их себе и перечитываю, когда меня настигает смертный грех — уныние. На этой неделе моя коллекция пополнилась новым изречением. Немного противоречащим истории, но всё равно очень хорошим:
«Поскольку Михайло-Архангельская церковь изначально создавалась декабристами как православный храм, вполне естественно, епархия разделяет мнение губернатора Забайкальского края Александра Осипова о необходимости возобновления в нём богослужений».
Если после него вас тоже настигло уныние, перечитайте его предыдущие высказывания, и это пройдёт.
«Я не собираюсь у всего Забайкалья спрашивать, строить мне здесь храм или нет».
«8 сентября будут выборы губернатора Забайкальского края. Важным обстоятельством этих выборов является наше участие или неучастие в них. И неучастие — это то, за что мы будем отвечать и перед богом в том числе».
«Не представляю себе, что должно произойти, чтобы я отказался от совершения службы [во время карантина]. Хуже, чем в советское время. Я понимаю, что это нарушение, но готов нести ответственность».
«Упоминание Бога [в Конституции] мне приятно, я его приветствую».
«Дорогие братья и сёстры, я хочу обратиться к тем, кто планирует участвовать в так называемых митингах и протестах (...) Я призываю в эти Пасхальные дни не протестовать, не впустую проводить время, а делом подтвердить своё желание изменить наше Забайкалье к лучшему».
«Отправьте официальный запрос».
Варвара Лебедева: Как составить предвыборную кампанию — методичка
Никогда раньше я не приникала так близко к предвыборной жизни. Фееричный опыт, к тому же познавательный. Думаю, теперь я достаточно подготовлена, и приди мне в голову мысль баллотироваться, у меня не будет недостатка идей для предвыборной кампании. Или же ещё вариант: я могу выступить политтехнологом. Такие ядерные тезисы накатаю — ни один избиратель не устоит. Но я же не жадная. Я, как Остап Бендер, готова поделиться с общественностью своим «Потным валом вдохновения» — методичкой по агитации с готовыми инфоповодами и лозунгами. Для удобства в качестве кандидата выступит некий Иван Иванов.
Подход №1: Ничего нет и не будет
Главное — показать избирателям в округе, что заботишься о них и очень сильно работаешь над всем. Нужно, чтобы они почувствовали заботу и безопасность.
«Иван Иванов: В Борзе не появится атомная электростанция». Далее собираем экспертов, которые подтверждают: в ближайшее время в Борзе не планируется постройка атомной электростанции. Иван Иванов берёт вопрос под особый контроль. Борзинцы выдыхают: не будет! А если бы построили — это же куда годится! Никуда это не годится. Но нет, живём дальше спокойно, и всё благодаря Ивану Иванову.
По этой схеме можно подобрать другие инфоповоды, не стесняйтесь креатива. «Иван Иванов подтвердил, что в Могойтуе до 2040 года не планируется строительство космодрома». Делаем упор, что космодром — это шумно и неэкологично, успокаиваем избирателей. И они уже более радостно смотрят в небеса Могойтуя, которые не будут пятнать своими выхлопами громкие космолёты.
Подход №2: Всё будет
Ориентир: «Иван Иванов: Цветение багульника организуем в начале весны».
Тут главное — изучить почву, найти уже запущенные процессы в крае. Желательно, чтобы их спонсировал крупный инвестор, которому можно доверять. Далее рассказываем избирателям, что мы контролируем процесс — это важно. Пусть Забайкалье знает, под чьим неусыпным контролем разрабатываются недра, строятся предприятия, осушаются моря и воздвигаются горы.
Подход №3: Враг свергнут
Образец: «Иван Иванов добился появления жёлтых ценников со скидками в дискаунтерах края».
Здесь следует найти невидимого (или видимого) врага наших прекрасных избирателей. Что это? Может быть, завышенные цены на молоко в местных супермаркетах. Или нерегулярные поставки крупных шампиньонов не в сезон.
Затем главное — вовремя начать действовать. Чтобы ваша борьба с супостатом органично совпала с тем моментом, когда этот супостат сам исчезнет. Или станет не столь лютым.
Тут на меня напала амнезия, но был один мудрый то ли царь, то ли полководец, который славился своим умением приказать вовремя. Например, он однажды издал указ, что солнце должно взойти на востоке утром. И конечно же, указ исполнился.
Ну вот, это три пункта из моего, может, будущего авторского курса молодого успешного кандидата куда угодно. Записывайтесь на полный курс!
Страшный сон Макиавелли. Последняя предвыборная «Редколлегия»
Редакторы «Чита.Ру» Андрей Козлов и Екатерина Шайтанова за несколько часов до открытия избирательных участков, куда многие пошли голосовать за тех или иных кандидатов в депутаты Госдумы, размышляли о том, в каком состоянии избирательная система страны подошла к этому событию.
Егор Захаров: Дрова как бензин
Губернатор Александр Осипов, проводивший «Прямой разговор» с населением, отвечал на вопрос про подорожавшие дрова и со всей пролетарской яростью обрушился на предпринимателей, которые «бессовестно обдирают бедное население Забайкалья».
История там длинная — сначала были лесхозы, которые заготавливали дрова по божеским ценам, потом они канули в лету, и в этом вакууме образовались монополисты, которые кинулись рисовать нули на ценниках. Этакая дровяная братва.
Конечно, губернатор призвал «расширять доступ к лесосеке, развивать предпринимателей, чтобы была конкуренция, и вместе с ФАС принимать меры».
Мне этот ответ напомнил два момента. Во-первых, прошлогоднюю попытку минприроды урезать норму заготовки дров в районах. Тогда звучали примерно такие же слова: распоясавшиеся селяне рубят лишние дрова и продают их землякам, зарабатывая на этом. Министру тогда объяснили, что схема работает чуть иначе — лес на чужих делянах действительно рубят и даже торгуют им, но чтобы отбить затраты.
Во-вторых, я вспомнил, как Александр Осипов в первые дни своего присутствия в регионе разъезжал по АЗС на белом внедорожнике и дерзил операторам, возмущаясь высокими ценами.
Риторика в то время была примерно такая же: кое-кто обдирает забайкальцев, мы с этим должны бороться.
«Наша задача — максимально, насколько возможно, снизить цены, не позволить поставщикам топлива незаконно обогатиться. Необходимо вести ежедневный мониторинг цен, принять меры реагирования контрольно-надзорным, правоохранительным органам, Федеральной антимонопольной службе незамедлительно реагировать на ситуацию. Отдельно нужно разработать план по изменению структуры рынка, если понадобится, создать региональную государственную организацию, которая обеспечит устойчивые приемлемые цены на топливо», — говорил Осипов осенью 2018 года.
При этом решительность исполняющего обязанности губернатора настолько зашкаливала, что его просили обойтись без кавалерийских атак на АЗС.
Но чем эти атаки закончились вы можете понять, посмотрев на ценники любого АЗС. И сделать вывод самостоятельно. Но к чему я вспомнил про бензин?
А к тому, что селяне, продающие собственноручно изготовленные дрова, вдруг стали обнаглевшими монополистами. А нефтяники, которым дровосеки платят, чтобы выехать в лес, — перестали ими быть. Но по крайней мере, эти «обнаглевшие лесные монополисты могут быть совершенно спокойны» — ими точно никто не будет заниматься точно так же, как никто не занимался и АЗС.
Дарья Кливенкова: «Адский троллейбус» и читинская тоска
Прозванный читинцами адским троллейбус ушёл в прошлое — на минувшей неделе памятник окончательно заменили стандартным типовым и скучным вариантом.
Было интересно наблюдать за тем, как его устанавливали — чёрным, как после пожара, потом красили в золото. Люди много обсуждали, смеялись над ним.
Когда эпопея закончилась, мне стало тоскливо. Памятник заменили, потому что он не понравился большинству. Установившие его люди не выдержали критики и пошли на попятную.
Сначала разглядели в нём задумку и смысл, а когда этого не увидели остальные, сдались.
По-моему, оставить его — было бы дерзко и смело. Мне бы хотелось этой дерзости в нашем городе. Из чувства противоречия или от тоскливого городского однообразия.
Иметь в городе памятник троллейбусу, который не всем нравится, — не страшно. Добиться его замены — мнимая победа. Я бы сильнее хотела того, чтобы городом не управляли зашоренность, формализм и предсказуемость.
Боюсь представить, что было бы с читинцами, если бы в городе установили московскую Большую глину №4.
Я хочу и очень желаю, чтобы с нами произошло нечто подобное. Городу, как и точкам зрения, нужна встряска.
Миллиард совпадений. В районе минстроя высадился десант из Улан-Удэ
Журналисты «Чита.Ру» разыскали в окрестностях минстроя Забайкалья группировку чиновников и подрядчиков, переместившихся в Читу из Улан-Удэ где-то на стыке 2020–2021 годов. Чиновники никогда не имели опыта работы в нашем регионе, но быстро заняли очень симпатичные позиции в Службе единого заказчика и самом минстрое. А подрядчики начали выигрывать очень крупные госконтракты. Журналист Анастасия Журавлёва написала про эти бурятские совпадения материал «Пустые коробки и другие приключения чиновников из Улан-Удэ в Забайкалье».
Замначальника Службы единого заказчика Забайкальского края Виктор Гусляков не имеет судимости, несмотря на уголовное дело в 2020 году и выплаченный штраф. Отсутствие судимости подтверждает соответствующая справка, которую Виктор Гусляков предоставил редакции «Чита.Ру». Согласно ей, уголовное дело прекращено на основании статьи 25-1 УПК РФ с назначением судебного штрафа. Редактор Андрей Козлов и журналист Анастасия Журавлёва просят прощения за озвученную в «Редколлегии» недостоверную информацию.