И снова коронавирус заполонил наши мысли, новостную ленту и реанимации. За полчаса до наступления 30 октября полуночное правительство Забайкалья приказало всем сидеть дома и желательно не работать. Всё нельзя, никуда нельзя (но иногда можно). О новом локдауне и новой-старой волне ковида мы говорим и даже показываем в традиционном разборе недели.
Дарья Кливенкова: QR-коды и осознанность
На этой неделе я убедилась, что в методе кнута и пряника чаще выигрывает наказание, а не поощрение. Темпы вакцинации в Забайкалье подскочили после введения требования QR-кодов для посещения общественных мест, а не после двух розыгрышей по 100 тысяч рублей среди привитых. Это лишний раз доказывает, что россиянам проще понять ситуации, когда власти хотят их в чём-то ущемить, чем, например, поверить в получение от государства крупной суммы.
Суть происходящего открылась мне в очереди к прививочному кабинету. Молодой человек, стоящий рядом, не смог ответить, какую вакцину он хочет поставить — от гриппа или от коронавируса. Он сказал: «Ту, за которую QR-коды дают». Такой подход и уровень осознанности поражает и обескураживает.
Обычно я за то, чтобы принимать решение, основываясь на фактах и информации. Я убеждена, что всё это можно почерпнуть из новостей и статей нашей редакции, из интервью с уважаемыми и компетентными медиками. Хуже всего в сегодняшнем положении — неведение и домыслы.
Ситуация с COVID-19 в Забайкалье накаляется и бьёт все рекорды. Поэтому я советую — читайте, слушайте, взвешивайте и выбирайте. Страх не попасть в ресторан как мотивация, в конце концов, тоже не так плох, если даёт результат. Хотя обдуманным выбор не назовёшь.
«Редколлегия»: Введение QR-кодов в Забайкалье вызвало очереди на пунктах вакцинации
Редакторы «Чита.Ру» Андрей Козлов и Екатерина Шайтанова обсуждают коронавирус на пике четвёртой волны — в этот раз на повестке введение QR-кодов и эффект от них, тезис «Моё тело — моё дело» и его связь с государственным общественным пространством, а также самочувствие Екатерины Шайтановой, которая на себе испытала новую логику минздрава — одновременную вакцинацию от гриппа и коронавируса.
Андрей Козлов: Небожественный локдаун
Власти Забайкальского края в ночь на субботу опубликовали перечень ограничительных мероприятий, приуроченный к режиму нерабочих дней. Последний по всей стране действует с 30 октября по 7 ноября.
Решением губернатора региона закрыты рестораны (они могут работать только навынос), детские развлекательные центры, в том числе батутные. Не будут работать солярии, сауны, массажные салоны, косметические кабинеты, зоопарки, детские и взрослые образовательные центры, непродовольственные магазины, площадь которых превышает 400 квадратных метров. Исключение в последнем случае составили магазины строительных материалов. Непродовольственные магазины с меньшей площадью смогут работать, только если у них есть отдельный вход.
Работать смогут аптеки, в том числе те, у которых нет отдельного входа и которые расположены в торговых центрах, где работать больше не будет ничего. Разрешили работать фитнес-центрам, бассейнам, кинотеатрам, концертным залам, циркам, парикмахерским, салонам красоты. Попасть туда смогут только те, у кого есть свидетельствующий о вакцинации QR-код, сертификат о вакцинации или справка о перенесённом коронавирусе, срок которой не превышает шести месяцев.
Все остальные отрасли смогут работать в прежнем режиме.
Объяснить смысл этих правил и в Забайкальском крае, и в стране в полной мере не может никто. Почему нельзя ходить в большие непродуктовые магазины, а в маленькие можно? Вроде ведь в больших больше места? Почему в кинотеатры можно, а в рестораны нельзя? В ресторанах люди напиваются и не могут контролировать социальную дистанцию? Так давайте тогда запретим алкоголь, причём везде. Или в чём смысл запрета?
Почему можно на концерт, но нельзя в зоопарк? Почему QR-коды нужны в тихих салонах красоты, но не нужны в самолётах и поездах, куда люди набиваются примерно как сельди в бочку? И почему нельзя работать массажным салонам?
Вопросов этих в разы больше, чем ответов. И мне кажется, именно поэтому в России огромные проблемы с вакцинацией. Власть не способна объяснять свои действия своему же населению, за последние годы окончательно отвыкла это делать, и огромные массы людей просто разучились верить власти, принимая всё, что она делает, в штыки. Власть при этом разучилась критично относиться к собственным действиям, решениям, стратегиям и тактикам.
Выборы научили подразделения внутренней политики по всей стране за бешеные деньги покупать иллюзию всеобщего благоденствия и сплочения населения с властью. Мне иногда кажется, что политтехнологи, которые стартовые 20% «Единой России» за 3–4 месяца каким-то чудом превращают в почти 50%, за время избирательных кампаний сами утверждаются в мысли о том, что у власти в стране именно такой рейтинг, и потом живут с этим убеждением всё время до следующих выборов.
Когда дело доходит до вакцинации и непопулярных ограничительных мер, власть как будто рассыпается перед населением на мелкие запчасти. Это видно и на уровне страны, и в Забайкальском крае.
У нас в регионе просто некому объяснять решения губернатора. Любые. Назначения вице-премьеров или причины блокировки работы массажистов — без разницы. Просто никого нет, и никто давно не пробует объясняться. Поэтому никто ничего и не выполняет — прежде всего потому, что не понимает, какой во всём этом толк. Ну а люди наверху, видимо, свято верят в божественную сущность подписываемых ими бумажек. Проблема просто в том, что бога нет, и бумажки эти в итоге почти никак не связаны с реальным миром, а расплачиваются за это своими жизнями обычные люди.
Фото недели: закрытый на локдаун бизнес Читы
Малый и крупный бизнес в Чите успел отреагировать на ночное постановление правительства края об ограничениях работы с 30 октября по 7 ноября. Корреспондент «Чита.Ру» прошёлся по улицам и ТЦ и сам всё проверил.
Варвара Лебедева: Реалити-хоррор-шоу «Локдаун»
Сложные личные времена я всегда пережидала в обнимку с ужастиками. Казалось — ерунда всё это, в книгах-то вон супергрипп, зомби, пришельцы. Потом времена стали сложными для всех, а хоррор проник в реальность.
Учёные Чикагского университета провели исследование-опрос среди 310 человек и выяснили, что любители хоррор-жанра оказались более крепкими психологически перед лицом пандемии. Оказывается, просмотр фильмов ужасов повысил сопротивляемость стрессу и подготовил к ограничениям и неудобствам, случившимся с начала пандемии коронавируса. У ужастиколюбов меньше наблюдались апатия, страх и подавленность.
Об этом же написал российский фантаст Михаил Парфенов в предисловии к очередному тому антологии ужасов «Самая страшная книга» (18+) за 2021 год. Происходящее он назвал «ситуацией horror».
«Потому что кровь, боль, смерть и безумие — наше все. Психологически мы, как мне кажется, лучше многих способны на выживание. Равно как на то, чтобы, если не остается другого выхода, принять неизбежное — не покориться, не сложить руки, не выбросить белый флаг, не сдаться, но принять то, чего мы изменить не можем. В конце концов, книги и фильмы ужасов давно нас к подобному — к чему-то непредвиденному — готовили», — пишет Парфенов.
Из происходящего с ковидом хоррор-писатели, особенно отечественные, могут почерпнуть несколько идей для более реалистичного описания ужасов на родине. Например, о нашествии вампиров, которые кусают, дырявя крупные сосуды. От укуса, представьте, защититься помогут специальные воротники и манжеты из кевларовой ткани. И половина народа будет отказываться эти средства защиты носить, крича, что их заставляют надеть ошейники и «браслеты». Укушенных будет становиться всё больше — а следовательно, и кусающих.
Потом учёные придумают такое средство, чтобы от укуса люди не обращались. А может, даже будут лить капельницами что-то, чтобы кровь оставалась носителю безопасной, а вампира обращённого ликвидировала или обезвреживала. На капельницы, конечно, граждан придётся загонять какими-нибудь хитрыми мерами — принудительная антивампиризация будет запрещена.
Многие станут храбриться: «В капельницах ваших незнамо что, а я вот лучше чеснока наверну по старинке». Вырастут продажи витаминов с ионами серебра.
Страшно? Вроде да. Переживём? Да куда денемся!
«Редколлегия» со Светланой Лапой: «Мы или остановим эпидемию, или ещё ужесточим меры»
Глава управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Светлана Лапа в очередном выпуске проекта «Редколлегия» побеседовала с редактором «Чита.Ру» Андреем Козловым об ограничительных мерах, введённых в связи с развитием пандемии коронавируса в два этапа — с 23 и с 30 октября.