Уборщица кинотеатра «Забайкалец» в 80-е «убирала» и своих новорождённых детей – сначала топила, а потом закапывала их в кладовке. В этой истории фамилия преступницы изменена только потому, что, скорее всего, живы те её дети, которым повезло родиться раньше. Возможно, что жива и она сама, ей сейчас может быть 66 лет.
Это блог о громких преступлениях и занимательных событиях прошлого, которые происходили в разные годы в Забайкальском крае и не только. Автор — пресс-секретарь Забайкальского краевого суда Виктория Михайлюк — будет теперь рассказывать о них не только на страничке в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация), но и на «Чита.Ру».
25 сентября 1985 года в дежурную часть Центрального ОВД Читы от жителей одного из домов поступило заявление о том, что их соседка – гражданка Иванова – была беременна, а в настоящее время живот отсутствует. Соседи заподозрили женщину в том, что она убила своего новорождённого ребёнка. Когда милиционеры стали разбираться, открылось страшное: это был далеко не первый случай в этой семье.
1981 год
Четвёртая беременность не обрадовала мужа Нины Ивановой – в семье уже росли трое детей. «Делай что хочешь, но детей я больше не хочу», — сказал он ей.
На учёт она так и не встала, а весь период беременности делала попытки прервать её искусственным образом. В ноябре Иванова дома родила недоношенную девочку. По её словам – мёртвую. Муж закопал тельце в сарае-кладовке.
1983 год
И снова интересное положение. Иванова боялась признаться мужу на ранних сроках и сказала, когда живот уже невозможно было скрывать. Он опять стал ругаться, заставлял жену оставить ребёнка в роддоме. Отношения в семье испортились. «Если ты оставишь ребёнка, я от тебя уйду!» — заявил он. Родила Иванова, как и в предыдущий раз, дома. Новорождённый мальчик шевелился, был живой. Иванова утопила его в ведре с водой, опустив туда ребёнка головой вниз, потом завернула в одеяло и закопала в том же сарае-кладовке. Муж сделал вид, что ничего не заметил.
1985 год
К этому времени старшему ребёнку Ивановых было уже 8 лет, средней дочери – 6, младшему сыну – 5 лет. Справедливости ради нужно отметить, что дети были ухоженные, опрятные и сытые. Семья считалась благополучной. Глава семьи раньше пил, но потом взялся за ум и спиртное в рот не брал вообще. Получал по тем временам неплохую заработную плату – почти 300 рублей. Нина — его жена – зарабатывала 85, трудилась она уборщицей в кинотеатре «Забайкалец». В целом, доход на семью был выше среднего.
Когда Нина Иванова призналась мужу, что снова беременна, он категорический ей ответил, что детей больше не хочет и чтобы она сама решала эту проблему. На аборт ей идти было страшно, поэтому женщина сделала, как раньше: родила над металлическим тазом и положила сына вниз лицом в околоплодные воды и кровь. Ребёнок запищал, потом замолчал. Она прикрыла его халатом, поставила таз под кровать, а вечером закопала там же, где и остальных. Кладбище разрасталось.
Утром как ни в чём не бывало пошла на работу. Тогда-то соседи и заподозрили неладное.
Виноват ли муж?
Как только дело стали расследовать, Иванова сразу же призналась: «Всё это я сделала только потому, что муж не хотел иметь ребёнка. Между выбором – муж или ребёнок – я выбрала мужа. Признаю себя виновной в убийстве своих новорождённых детей».
Коллектив кинотеатра «Забайкалец» должен был выдвинуть своего общественного обвинителя. На собрании присутствовали 22 человека, и вот как некоторые из них отнеслись к произошедшему с их коллегой.
Анна Филиппова: «Нина была добросовестным работником, хорошей матерью для своих трёх детей, при таком отношении мужа, который давил на неё и практически заставил это сделать, я её не осуждаю...»
Елена Терентьева: «В нашем государстве созданы все условия для воспитания детей, можно же было как-то избавиться от ребёнка другим способом, не прибегая к преступлению...»
Юрий Кольцов: «Даже котёнка трудно утопить. Осуждаю!»
Алексей Колесников: «Так поступали фашисты в годы войны. Очень жестоко!»
Кстати, экспертиза показала, что последний мальчик родился абсолютно здоровым и доношенным – ростом 54 сантиметра, от второго младенца остались лишь скелетированные останки. Третьего – не нашли вовсе.
А как считаете вы: лежит ли тяжесть вины и на муже?
Суд
Во время судебного следствия Нина всё время повторяла: муж ни в чём не виноват, я всё сделала сама. Суд посчитал доказанными два эпизода убийства, совершённые в 1983 и 1985 годы.
Прокурор просил суд назначить Ивановой 5 лет лишения свободы и учесть смягчающие обстоятельства: первую судимость, признание вины, раскаяние в содеянном и наличие трёх малолетних детей на иждивении.
Читинский областной суд приговорил её к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Кстати, в УК РСФСР этот вид убийства рассматривался как разновидность простого убийства (действия Ивановой были квалифицированы по статье 103 и пункту «и» статьи 102 УК РСФСР). Сегодня это преступление выделено в самостоятельный состав: в УК РФ имеется статья 106 (убийство матерью новорождённого ребёнка).
Если бы эту женщину судили в наше время, то, скорее всего, ей бы инкриминировали деяние как раз по этой статье. Возможно, и наказание было бы мягче. Санкция статьи 106 УК РФ альтернативная и устанавливает несколько видов наказаний: в виде ограничения свободы, либо принудительных работ, либо лишения свободы – максимум до 5 лет. А как считаете вы, какого наказания она заслуживает?