Угольные разрезы, завод, десятки единиц техники и сотни работников — всё это СУЭК в Забайкалье. Команда «Чита.Ру» отправилась в большую экспедицию по трём предприятиям. В серии материалов мы расскажем об итогах года на разрезах и заводе, о людях, которые здесь трудятся, а ещё покажем многотонную технику, огромные двигатели, ковши и горы угля.
За 3 дня путешествия мы побывали в четырёх шумных и не очень цехах Черновского ремонтно-механического завода (ЧРМЗ), облазили Восточный и Харанорский разрезы. Если сказать об итогах года СУЭКа совсем коротко — превысили планы и внедрили новые идеи. Совокупно на двух разрезах за 2021 год горняки добыли почти 5,5 миллиона тонн угля.
На Харанорском разрезе скоро установят новое оборудование и будут производить собственное взрывчатое вещество. На Восточном занялись сортировкой угля. А на ЧРМЗ освоили новый вид продукции — облегченный ковш для самого мощного карьерного экскаватора. Про достижения Харанора и ЧРМЗ мы ещё расскажем, а пока приглашаем на экскурсию по Восточному.
Разрез Восточный: как с водой поборешься, так и уголь добудешь
Дорога до Восточного разреза была лёгкой, кто-то успел вздремнуть, а кто-то снимал красное солнце на рассвете. По традиции на въезде нас встречает шлагбаум. На территории несколько зданий, а вдалеке виднеется разрез. Но туда мы пока не поедем, сначала спросим у главного инженера Александра Пахомова о достижениях СУЭКа. Сам Александр трудится на предприятии уже 24 года. Начинал с мастера горного участка ещё во времена Читинской угольной компании, был помощником машиниста экскаватора, потом сам управлял экскаватором — в общем, знает изнанку разреза не понаслышке и со всех сторон.
Прогноз на конец года внушительный — почти полтора миллиона тонн бурого угля. Вот это цифры! Причём предприятие уже перевыполнило план. Спрашиваю Александра: «Какое самое большое достижение на Восточном за год?» Уверенно и с улыбкой отвечает:
— Самое большое — стабильность. Не то что даже какие-то рекорды, а именно стабильная работа в течение года. Ни разу не сорвали поставки угля потребителям, работали с запасом, регулярно и хорошо.
Действительно, стабильность и рекорды — то, чем можно гордиться.
Проверка знаний перед сменами и чудо-машина, которая измерит давление, пульс и температуру
Ну всё, теперь надеваем жилеты, белые каски и вперёд. Сегодня с нами опытный экскурсовод — заместитель главного инженера Денис Юрьевич. Первым делом ведёт нас в здание медпункта — здесь на первом этаже каждый день перед сменой работники проходят автоматизированную проверку и обследование. На специальном терминале проверяют свои знания, а потом на чудо-машине одновременно измеряют температуру, давление, пульс и здесь же дуют в алкотестер. Технологии в действии.
Между прочим, здесь есть кабинет физиотерапии с современным оборудованием для разных оздоровительных процедур. Но сегодня в кабинете пусто — все три сотни работников здоровы и заняты на производстве.
Поднимаемся в тренажёрный зал. Удивительно, неужели остаётся время на спорт? Ещё как остаётся. Денис Юрьевич говорит, что после смены есть 1-1,5 часа на физкультуру, и сам он тягает гантели два раза в неделю. Вот это я понимаю — энергия через край!
30 градусов мороза и парящая вода — отлично!
Едем на разрез. С погодой, как говорится, повезло — 30 градусов мороза. Остановились в забое гидравлического экскаватора РС-1250 №55, который ведет вскрышные работы с погрузкой пород вскрыши в автосамосвалы марки БелАЗ-75131. Поуступно отрабатывая вскрышные заходки, на поверхность появляется угольный пласт. Длина фронта на Восточном — почти 3 километра, а глубина карьера — почти 60 метров. На разрезе сейчас задействовано 17 единиц техники. Работа не останавливается ни на минуту.
Двигаемся дальше — в место, где прямо сейчас повсюду уголь. Выглядит потрясающе — огромный экскаватор загружает такие же огромные БелАЗы, под ногами уголь, а с двух сторон парят дренажные канавы для отвода воды.
Вода? Ну да. Восточный — особенный разрез. Здесь большой водоприток, поэтому чтобы добывать уголь, нужно сначала осушить пласт. Конечно, это необычная история для угольных разрезов, но справляются тут с этим на отлично. Говорят, что здешний уголь дольше горит и даёт больше тепла.
Рыба в прудах-отстойниках. Здесь и такое бывает!
По дренажным канавам вода течёт в водосборники и откачивается насосами в так называемые пруды-отстойники. Отсюда, преодолевая несколько километров, вода выходит в Ингоду. В прудах-отстойниках обитают разные виды рыб — окуни, чебаки, щуки и другие. Здесь население посёлка и коллектив разреза проводят свой досуг.
Следующая точка — сортировка угля на фракции. Это новая идея на Восточном. Перед нами ярко-красная сортировочная установка. С одной стороны сыпется уголь размером с грецкий орех, с другой — большие увесистые куски, а с третьей — среднего размера. Потребители стали больше интересоваться разными марками: какой-то подходит для автоматических котлов, другой — для промышленных масштабов. Рынок расширяется.
Отсортированный уголь забирают фронтальные погрузчики: большой гусеничный загружает в вагоны, а погрузчиками в КамАЗы на самовывоз. Львиную долю угля вывозят железной дорогой, остальное — автотранспортом.
Поглазели на мощную технику — пора и честь знать. Путешествие по Восточному разрезу закончилось, возвращаемся. Впереди душевное интервью с заместителем главного инженера (скоро выйдет). Дальше — на могучий Харанор.