Номинально реконструкция улицы Новобульварной в Чите по проекту «Безопасные и качественные дороги» началась в 2021 году, однако видимые работы начнутся с 2022-го. Проект масштабами похож на «Войну и мир» и обещает превратить дорогу во что-то почти космическое. Я перелопатила 40 томов техзаданий и расскажу, как преобразится Новобульварная к 2024 году — появятся подземный переход, дорожки для велосипедистов с сюрпризом и пешеходная зона с лавочками для мечтаний в неожиданном месте.
Реконструкция Новобульварной проводится по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». Единственным заявившимся участником госзакупки стало Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление (ДМРСУ), оно и взяло контракт на 534,8 миллиона рублей. По нему реконструируют Новобульварную от Шилова до Журавлёва длиной почти 1,4 километра.
Что и когда сделают на Новобульварной?
Работы по реконструкции разбиты на четыре этапа, завершиться всё должно к 20 ноября 2024 года.
1-й этап: 2021 год. За это время ДМРСУ успело составить проектно-сметную документацию и получить первый авансовый платёж на 325 тысяч рублей — в конце декабря 2021-го. Об этом рассказал директор ДМРСУ Алексей Котов.
2-й этап: с 1 января по 20 ноября 2022 года. За это время должны освоить 47,8 миллиона рублей.
3-й этап: с 1 января по 20 ноября 2023 года. На этот период выделят 8,9 миллиона рублей.
4-й этап: с 1 января до 20 ноября 2024 года. И на финальном этапе ДМРСУ должно освоить 477,6 миллиона рублей.
Уже по деньгам видно, что основной рывок реконструкции запланировали на 2024 год. В графике отмечено вот такое распределение нагрузки: на 2021 год — 0,06% работ; на 2022-й — 8,96%. В 2023 году подрядчик должен выполнить 1,67% всего запланированного. И в 2024 году — 89,1%. (Русские, видимо, долго запрягают и быстро едут во всех сферах жизни — прим. авт.)
За 2022 год на Новобульварной предполагается демонтировать старое покрытие дороги и тротуаров, разобрать перила и водопропускную канаву. Также уберут люки и коллекторные колодцы, а дорогу восстановят и укрепят.
Кроме того, на этот год запланировано выкорчевать насаждения, которые попадут в зону реконструкции. Всего под уничтожение по техзаданию попадают 480 деревьев и кустов. После реконструкции зелень восстановят: в плане высадить 187 клёнов и тополей, 333 куста абрикосов и сирени. Ещё должны организовать новые газоны общей площадью более 11 тысяч квадратных метров.
В 2023 году предстоят земляные работы, переустройство электрических сетей, линий связи и контактной троллейбусной сети, часть переоснащения теплотрассы.
Ну и 2024 год. Здесь ДМРСУ должно уложить полностью дорожную одежду — использовать будут восемь разных видов покрытия, оформить тротуары, пешеходные переходы, дорожные знаки, установить светофоры. Также в этом году будут сооружать подземный переход на месте нынешнего нерегулируемого. Сюда же пойдут дорожные фонари, оснащение новой контактной сети троллейбуса, реконструкция водопровода, канализации и теплотрассы.
Озеленение, обустройство остановок, замена камер фото- и видеофиксации тоже запланированы на 2024 год.
Будут ли ходить троллейбусы во время ремонта?
Если посмотреть на план работ, видно, что демонтаж троллейбусных проводов запланирован на 2023 год, а монтаж новых — на 2024-й. У меня логично возник вопрос, неужели на целый год по Новобульварной отменят движение троллейбусов?
— Смена контактных линий и опор будет производиться частями на определённых участках. Движение всех видов транспорта во время реконструкции будет сохраняться по возможности в обычном объёме, — успокоил директор ДМРСУ Алексей Котов.
Насколько изменится Новобульварная?
Сейчас, согласно технической документации, Новобульварная считается 4-полосной. Однако автомобилисты с этим не согласны:
— Дорожная разметка на Новобульварной идёт с этим вразрез: если смотреть с точки зрения ПДД, движение по этой улице идёт только по двум полосам.
Оставим этот парадокс. После реконструкции Новобульварная станет 6-полосной. Ширина проезжей части увеличится с нынешних 10,5–12 метров до 21,5 метра. Полосы движения посередине разделят бордюром с перилами — это требование к ДМРСУ при подготовке документации выставило УМВД.
Всё для людей
Тротуары расположатся по обеим сторонам от проезжей части, их ширина составит 3 метра в самой узкой части. Покрытие будет частично асфальтовым, частично — из тротуарной плитки. От дороги тротуары отделят бордюрами для безопасности.
Возле гипермаркета «Абсолют» расположится тихая пешеходная зона с лавочками, зелёные прогулочные скверы также сохранят от Курнатовского до Журавлёва вдоль территории бывшего машзавода. Можно будет прогуливаться и наслаждаться видами… наверное.
Пешеходные переходы оборудуют пандусами и тактильной плиткой для маломобильных и слабовидящих граждан. Также везде обновят светофоры, а для освещения установят инновационные светодиодные фонари.
Все остановки перенесут ближе к пешеходным переходам и сделают «умными» — в них предусмотрят освещение, подключение к городским службам, возможность зарядить телефоны и поймать Wi-Fi.
Вдоль всей улицы установят 56 скамеек и 79 урн.
Велодорожки с сюрпризом
Упор на здоровье нации и пропаганду спорта требует организовать в Чите велодорожки от СибВО до парка Победы. Первый участок оборудуют как раз во время реконструкции Новобульварной.
Единственная возможность разместить велодорожки на Новобульварной — провести их по верху водосборной канавы, которая будет шириной 2,4 метра. Для этого её закроют перекрытиями, которые отделают резиновой крошкой. Чтобы защитить велосипедистов, дорожку отделят от проезжей части бордюрами, а ливнёвки-дождеприёмники вынесут за пределы того участка, где едут велосипеды.
На реконструируемом отрезке Новобульварной оборудуют три велопарковки, вот так это будет выглядеть:
Подземный переход с подъёмником
Возле перекрёстка Новобульварной и Таёжной, в районе Забайкальской краевой гимназии-интерната, сейчас расположен нерегулируемый пешеходный переход. Его полностью уберут — кстати, на Новобульварной вообще не останется нерегулируемых переходов. На его месте будет подземный переход.
Сразу представляется какая-то скучная бетонная труба, но нет. Возвести должны изящную конструкцию с дверями из ударопрочного стекла. Для маломобильных граждан с обеих сторон установят подъёмники. Пришлют их из Самары, две платформы обойдутся в 1,96 миллиона рублей, а вместе с работами по установке — в 2,5 миллиона.
Покрытие внутри перехода и на ступенях обещают из нескользящего камня.
Ливневая канализация — представьте себе!
Сейчас с северо-восточной стороны от проезжей части пролегает бутобетонная (то есть из дешёвого бетона с природным камнем) водоотводная канава. Во время реконструкции лоток канавы расчистят от мусора, уберут бутобетонное покрытие и заменят на железобетонные лотки. Там, где канаву пересекают выезды из дворов и улицы, установят монолитные блоки для прочности. В местах пересечения улиц расположатся дождеприёмные устройства.
С верхней стороны канавы организуют устройства, которые будут улавливать воду с тротуаров. Сейчас вода с дороги попадает на территорию рядом, а это нарушает экологические требования.
На всём протяжении реконструируемой улицы расположатся 13 дождеприёмных колодцев, из которых вода будет поступать в дренажный колодец. На дне дренажных колодцев выложат сорбент «Ирвелен-М», который будет очищать воду от примесей. Затем очищенная вода будет всасываться в почву и уходить в грунтовые воды.
Ежегодно сорбент нужно будет менять на новый и брать пробы сточных вод на качество очистки.
Так что давайте ещё раз посмотрим на старую Новобульварную. Такой мы её больше не увидим.