Чита постоянно прирастает автомобилями, коих уже зарегистрировано в городе свыше 150 тысяч. А вот новых парковок в краевом центре практически не видно. Автолюбители знают, каково искать место для машины в центре уже часиков так с 9.00 – это настоящий квест. Многих даже не смущают запрещающие знаки, близость к пешеходным переходам и перекрёсткам, перегороженные выезды с прилегающих территорий. Казалось бы, нужно количество парковок увеличивать, но как бы не так. Посмотрим на примере реконструированной Театральной площади.
В рамках проекта «Дураки и дороги» ИА «Чита.Ру» рассказывает о проблемных и спорных местах на дорогах забайкальской столицы – о болевых точках, которые волнуют многих автолюбителей города.
В документах значится
Театральную площадь реконструировали за 76 миллионов рублей в течение 7 месяцев и сдали к ноябрю 2021 года. О том, что получилось, писала Дарья Кливенкова – прочитать можно здесь. Нас же интересует только парковка на обновлённом городском пространстве.
Все прекрасно помнят, сколько машин скапливалось перед «Караваном» и в закутке у драмтеатра, ведущем к кинотеатру «Удокан». Порой тут было не протолкнуться. С противоположной стороны ещё не переделанной площади было чуть спокойнее, но тоже тесновато, особенно в дни театральных премьер. Очевидно одно – парковки здесь были востребованы, центр города всё-таки. Потом площадь по периметру отгородили, начались работы.
Пешеходы ждали, когда заборы уберут, чтобы не делать огромный крюк для быстрого перехода с Анохина на Ленина. Автолюбители надеялись, что после реконструкции рядом с Театралкой вновь будет парковка, но уже более цивилизованная. И основания так думать были.
По проекту на площади должны были появиться два парковочных пространства. Со стороны Анохина – на 26 мест, с Ленина – на 12. Всё это отражено на планах. Но Театралку после реконструкции открыли, а в декабре читинцы сообщили, что обе парковки кто-то вдруг отгородил металлическими трубками-ограничителями. Всё, проезд закрыт!
В администрации Читы тогда пояснили, что сделали это для сохранности самой реконструированной площади. При этом ни о какой платной парковке речь не идёт, просто закрыли. Спрашивается, зачем тогда нужен проект, если от него так легко отступить?
«Между группой парковочных мест предусмотрены зоны для озеленения, деревьев и скамеек для отдыха. Мощение участка предусмотрено из бетонных плиток. Зона парковки выделена особым рисунком мощения с чётким обозначением машино-места», – указано в проекте.
Исчезнуть парковка должна была только со стороны улицы Лермонтова, по факту её и отодвинули от площади, сделав обширную пешеходную зону.
И в обычный день мест не хватает
Мы решили ещё раз спросить администрацию Читы, так как же быть автомобилистам, которые вдруг массово приехали в драмтеатр, «Удокан» или на какое-нибудь мероприятие на Театралке? Куда делись парковки из проекта? В ответе на запрос ИА «Чита.Ру» за подписью председателя комитета градостроительной политики Александра Зудилова говорится, что проектом реконструкции предусмотрены 26 парковочных мест, но использоваться по назначению они будут только во время культурно-массовых мероприятий в Краевом драматическом театре, а в остальное время послужат в качестве пешеходно-прогулочной зоны.
Надо полагать, что нам рассказали о парковке со стороны улицы Анохина, а о 12 парковочных местах со стороны Ленина речь уже и вовсе не идёт. То есть здесь пешеходная зона, по всей видимости, останется навсегда.
«Площадки для стоянки и остановки транспортных средств в районе Театральной площади предусмотрены в специально отведённых местах в пределах улиц Профсоюзная, Полины Осипенко, по улице Анохина, а также на улице Ленина», – констатирует Александр Зудилов.
Это, конечно, замечательно, но давайте прогуляемся здесь в обычный будний день, когда на улице ещё зима (и не все взяли машины, чтобы не морозить их на улице), драмтеатр не работает, в кинотеатрах нет громких премьер, а люди пока не приезжают массово, чтобы погулять по новенькой площади, где летом будет зелень и фонтаны. То есть сейчас тут припаркованы только те, кто работает в зданиях в границах квартала, живёт рядышком или просто приехал по делам.
Для осмотра принципиально возьмём только те парковки, которые прилегают к границам Театральной площади и ближайшим к ней территориям в границах улиц, обозначенных в ответе Александром Зудиловым. Потому что парковки на противоположной стороне улиц пусть и условно, но относятся к другим объектам, которых в этом месте тоже немало, например, к Дому офицеров. К слову, и они никогда не пустуют.
Начинаем путь к Театралке от управления Забайкальской железной дороги. С Ленинградской поворачиваем на улицу Ленина. Припарковаться тут можно вдоль обочины, запрещающих знаков нет. Машины останавливаются параллельно проезжей части. До первого отворота в арку, что между зданием управления и домом с адресом: Ленина, 97, войдёт машин семь-восемь. До въезда в арку впихиваются ещё машины четыре так, чтобы не закрывать проезд.
Дальше до самого пешеходного перехода – где вход в гостиницу «Визит» – тянется вереница ещё из 18 автомобилей, причём крайние паркуются впритык к «зебре», что, конечно же, запрещено ПДД. И, главное, опасно в первую очередь для самих пешеходов, которых из-за этого плохо видно с проезжей части. На пути нам встречается ещё один отворот – ведёт он во двор за здание с адресом: Профсоюзная, 25. И там тоже очень плотно набиваются машины, но мы идём обратно вдоль улицы.
После пешеходного перехода начинается непосредственно Театральная площадь. Те самые ограничители и бетонные полушары по периметру. Отлично видно, где должна была появиться парковка – три отгороженных парковочных кармана, которые теперь посреди пешеходной зоны смотрятся инородно.
То, что должно было стать цивилизованной парковкой, «вылилось» на саму улицу Ленина. Машины тут ставят перпендикулярно направлению движения вплоть до остановки общественного транспорта и даже на ней самой. Хотя по правилам машины нельзя парковать за 15 метров до знака, обозначающего начало остановки, и, конечно же, после него – на всём её протяжении.
Мы насчитали тут машин 14. И в конце остановки рядом со знаками ещё три. После остановки начинается полноценная парковка перед кинотеатром «Удокан», тут вопросов нет. Входит больше 20 авто.
На улице Полины Осипенко с нашей стороны припарковаться днём вообще нельзя, повсюду запрещающие знаки. Тут даже остановка запрещена. Единственное, можно свернуть на парковочку, притаившуюся за летней верандой кафе «Атлантида». Парковка между драмтеатром и «Удоканом», где любили бросать машину те, кто приехал на киносеанс, исчезла вообще, там забор, ведутся работы.
Более или менее обширная парковка оборудована в районе перекрёстка улиц Полины Осипенко и Анохина – напротив нархоза. Если аккуратно поставить, войдёт тут машин 20. Раньше влезало и больше, но сейчас в этом месте появилась лавочка и свежий памятник геологам. Кстати, невдалеке виднеется камень, установленный в 2005 году и гласящий, что в этом месте должен появиться музыкальный театр. Кроме камня там больше ничего до сих пор не установили, но и машинам попасть на этот пустырь невозможно.
Дальше по Анохина водители паркуются вдоль дороги. И есть ещё одна стихийная парковка на небольшом пустыре, никак не оборудована. Найти свободное место здесь – большая удача.
Ещё больше удачи нужно, чтобы припарковаться в том месте Театральной площади, где она соприкасается с улицей Профсоюзной. Здесь как раз и должны были появиться 26 парковочных мест, которые сейчас недоступны. Машины ставят тут буквально впритык, но нормально припарковать так, чтобы никому не мешать, можно максимум пять авто.
Парковку перед зданием ТГК-14 во внимание не берём. Она не очень большая и в границы реставрации Театральной площади не входит, что видно и на проекте. Но есть интересное наблюдение. Судя по следам, машины здесь для разворота объезжают вокруг фонтана «с шаром», но при этом видно, что здесь тротуар. Водителей это не смущает.
Завершаем мини-экскурсию улицей Лермонтова. Тут и правда большая пешеходная зона, а дальше всё забито машинами, преимущественно принадлежащими железнодорожникам.
Без перспектив
Вывод напрашивается неприятный. В самый обычный день поставить машину в районе Театральной площади практически негде. Страшно представить, что будет в день открытия отреставрированного драмтеатра или просто в погожий летний день. Понятное дело, что 38 парковочных мест из проекта ситуацию исправили бы не кардинально, но точно помогли бы сэкономить нервы многим автовладельцам.
Проект реконструкции, очевидно, как раз и должен был выдержать баланс между интересами пешеходов, и запросами водителей. Но всё равно получился заметный крен. При этом объяснение администрации Читы странное – «чтобы сохранить площадь». С каких пор цивилизованные парковки стали угрозой?
Но предположим, что в этом есть смысл. Тогда вместо изъятых властями города мест для парковки авто в этом районе, может быть, появятся новые? Ответ однозначный.
«Утверждённым проектом организации дорожного движения не предусмотрено обустройство новых парковочных мест в районе улиц Ленина, Анохина, Ленинградской, Полины Осипенко на 2022 год и ближайшее время», – резюмирует Александр Зудилов.
Вот так – не предусмотрено. Поэтому, водители Читы, когда решите приехать сами или с семьёй, чтобы посмотреть на обновлённую Театралку, заранее подумайте о том, где будете бросать машину. «Ну и пусть пройдутся», – могут мне возразить некоторые читатели. Конечно, пускай, прогулки на свежем воздухе полезны. Но речь у нас в первую очередь о комфортной городской среде, всё остальное – условности.
И теперь к предложениям, без которых вряд ли можно оставить хоть один текст этой рубрики. В том месте, где до сих пор с 2005 года стоит непонятного предназначения камень, есть пустырь и по минимуму деревьев. Может быть, имело бы смысл, пока деньги на музыкальный театр в крае не найдутся, организовать там полноценную парковку с чётко обозначенными машино-местами. По сути, можно просто значительно расширить уже существующую парковку вокруг памятника геологам. Для данного квартала, думаю, это стало бы отличным подспорьем.
Реконструкция Театральной площади – заметное событие для Читы, в полной мере оценить которое можно будет летом. И пешеходных зон для прогулок в городе маловато, поэтому такие новые места читинцы встречают с одобрением. Но это не повод для администрации Читы не решать другие острые проблемы, и тем более их усугублять.