Некоторые водители в Чите, проезжавшие однажды перекрёсток улиц Чкалова и Ленинградской, вдруг стали получать «письма счастья» от ГИБДД со штрафами за остановку в неположенном месте, причём отсечка на дороге, которую автомобилисты пересекли и тем самым нарушили, находится сильно раньше пересечения проезжих частей. Автолюбителям знакома ситуация, когда не успел затормозить до стоп-линии и выкатился за неё, оставшись в таком положении пережидать «красный». Если на перекрёстке есть камеры, то, скорее всего, придёт штраф. Здесь же стоп-линии нет, а штраф – есть. Давайте разбираться.
В рамках проекта «Дураки и дороги» ИА «Чита.Ру» рассказывает о проблемных и спорных местах на дорогах забайкальской столицы – о болевых точках, которые волнуют многих автолюбителей города.
Раньше было ближе
В группе «Регион 75» «ВКонтакте» 17 января появился пост следующего содержания: «Аккуратнее, Ленинградская – Чкалова. Перенесли после ремонта стоп-линию на 4 метра раньше. Ни разметки, ни знака – штрафы приходят». К сообщению прилагалась фотография с двумя ракурсами: с автомобилем на том месте, где он должен был остановиться; а затем снимок у самого перекрёстка, где машина прекратила движение по факту.
В комментариях автору поста указали на то, что штраф вполне обоснован, так как знак «Стоп-линия» (Для указания места остановки транспортного средства при проезде регулируемых перекрёстков и нерегулируемых железнодорожных переездов используется специальный информационный знак 6.16 «Стоп-линия». Знак может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с разметкой 1.12, обозначающей стоп-линию. В последнем случае знак «Стоп-линия» и разметка должны наноситься в одном сечении дороги.) в том месте (на участке дороги по улице Чкалова в границах Ленинградской и Пушкина, рядом с Доходным домом на Чкалова, 124) всё-таки есть, хоть и действительно не видна сама стоп-линия на проезжей части. По правилам, одного знака достаточно. Но, как отметили читинские автолюбители в комментариях, многие его просто не замечают и доезжают практически до самого перекрёстка по привычке, за что и получают штрафы.
Мы выехали к перекрёстку и убедились в том, что знак действительно на месте, а стоп-линия здесь либо и вовсе не существовала, либо стёрлась. Конечно, сильно бросается в глаза, что знак находится на солидном отдалении от перекрёстка. Даже, можно сказать, неестественно далеко, и до пешеходного перехода (разметка которого стёрлась подчистую) после знака остаётся ещё несколько метров.
Даже за то короткое время, что мы находились у перекрёстка, не все водители остановились по правилам и пересекли невидимую линию. Для камеры фиксации нарушений ПДД эта линия более очевидная, потому и штраф.
По данным сервиса «Яндекс.Карты», ещё летом 2021 года и знак, и стоп-линия (на снимках она практически скрылась под слоем нового асфальта) были значительно ближе к перекрёстку.
Видишь стоп-линию? А она есть
В администрации Читы в ответе на запрос редакции пояснили, что дороги в городе должны соответствовать проекту организации дорожного движения (ПОДД). Как мы помним из истории о перекрёстке улиц Горбунова и Засопочной, теперь после ремонта дорог в Чите движение на них приводится как раз в соответствие с утверждённым ПОДД. В том числе в части установки дорожных знаков и нанесения разметки.
При этом в ответе на запрос сказано, что нанесённая разметка 1.12 «Стоп-линия» на перекрёстке улиц Ленинградской и Чкалова соответствует ПОДД. Повторюсь, вероятно, она всё же была в этом месте, но сейчас точно нет.
«Дорожная разметка наносится в летний период подрядной организацией комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» в соответствии с муниципальным контрактом или подрядными организациями МКУ «Городские дороги» в случае производства работ в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», – говорится в ответе.
В краевом управлении ГИБДД также ответили на запрос ИА «Чита.Ру», сообщив, что и разметка, и знак на указанном участке дороги установлены согласно ПОДД. Там отдельно отметили, что знак и разметка соответствуют нормативным требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения.
***
Если совсем просто, то выходит, что знак «Стоп-линия» в районе Чкалова, 124, установлен законно и, несмотря на его очевидное отдаление от самого перекрёстка, не выходит за рамки нормативов. Другой вопрос, что разметки, которая в сочетании со знаком смотрелась бы выразительнее и уберегла многих водителей от штрафов, по факту нет, хотя и администрация, и ГИБДД уверяют, что она соответствует проекту организации дорожного движения.
Тем не менее водителей, продолжающих останавливаться ближе к перекрёстку по привычке, отсутствие стоп-линии не освобождает от ответственности, так как знак «Стоп-линия» имеется – это факт. Поэтому будьте внимательнее на дорогах, смотрите на знаки, потому что езда «по привычке» подводила уже многих.