Последствия военной операции на Украине население России, наверняка, начнёт ощущать уже в ближайшее время и на своём кошельке, и на благах технического прогресса, которые есть сейчас, но могут стать недоступными в будущем. А некоторые, в том числе и я, уже почувствовали, что такое страх от неопределённости и риск потерять сбережения, конвертированные в автомобиль из Японии.
Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 27 февраля 2022 года.
В начале 2022 года мы на семейном совете решили вложить накопления в покупку подержанного японского автомобиля без пробега по России. Для этого обратились в фирму, занимающуюся приобретением автомобилей на аукционах в Японии. Примерно через неделю нам удалось выиграть желанный лот, а затем и оплатить его — благо курс йены тогда показывал снижение. Оставалось только ждать доставку машины из порта в Йокогаме в порт Владивостока. Транспортировка по России — это уже дело третье. Но вдруг грянула спецоперация на Украине.
С этих пор стало известно, что Япония однозначно вводит санкции против нашей страны, но о поставках подержанных авто там не было ни слова. Автоэксперт из Читы Илья Бедерханов в своём блоге рассказал, что Страна восходящего солнца вряд ли будет ограничивать экспорт праворульных машин, так как это невыгодно и японцам. При этом он отметил, что из-за привязки таможенных пошлин к курсу евро стоимость растаможки прибывших в Россию автомобилей возрастёт, на что затем отреагирует и весь авторынок в России.
Отдельно подчёркивалось, что из-за взлетевшего курса йены тем, кто выиграл машину на аукционе, но ещё не оплатил её, даётся отсрочка в 10 дней, чтобы дождаться стабилизации курса.
Позже издание «ФедералПресс» сообщило, что уже оплаченные праворульные машины не выпускают из Японии из-за санкций. Новость растиражировали и другие СМИ, в том числе РБК, которое, правда, отметило, что официальных подтверждений этому нет. А отменён был только один рейс контейнеровоза.
В сообщениях, которые приходят людям, ожидающим свои машины из Японии, информацию об отмене лишь одного рейса подтвердили. Российская фирма по подбору автомобилей пишет клиентам: «Судоходные компании перевозчиков заинтересованы в доставке ваших автомобилей. Уход на новое направление — потеря больших денег и наработанного объёма рынка. Давайте не забывать, что бизнес — это в первую очередь цифры. На сегодняшний день заявил только один норвежский судовладелец, что отказывается отправлять корабль в Россию, японская компания ECL уже ищет замену этому кораблю».
Также там добавили, что все аукционы по продаже подержанных автомобилей в Японии проходят в штатном режиме, в том числе и для граждан России. Брокерские фирмы-экспортёры взяли паузу по торгам до понедельника, 28 февраля, из-за невозможности оплаты платёжных поручений и нестабильного курса валют.
Что остаётся делать мне и моей семье? Просто надеяться на лучшее и верить, что наше решение инвестировать сбережения в подержанный японский автомобиль не окажется роковым. Да, есть вариант, что при самом худшем сценарии развития событий уже купленные машины будут выставлены на перепродажу в Японии и уплаченная сумма вернётся назад. Но это точно будет не сразу, и не факт, что вообще удастся найти нового покупателя на машину в свете происходящих событий.
После начала военной операции на Украине уже ничего не будет, как прежде. Например, то, что казалось стабильным и постоянным, то, чем занималось Приморье десятки лет — пополняло авторынок России подержанными японскими авто — вдруг оказалось под ударом и с мутными перспективами. Это лишь пример, который уже коснулся лично меня и моей семьи. Появились «до» и «после». И нескончаемая тревога на душе. Не только за накопления (это дело наживное), а за людей, наше общество и, в первую очередь, за будущее наших детей. Страшно!