Мы на этой неделе много говорили с бизнесом: с цветочниками, кинотеатрами, владельцем франшизы KFC. Ещё следили за ценами. Теперь слово нашим журналистам, они хотят подбодрить вас, немного похвастаться, немного повспоминать детство и порассуждать в своих колонках.
Мария Буренкова: Спорт Забайкалья умирает всё время правления губернатора Осипова
Губернатор Забайкалья Александр Осипов назвал регион краем AУE (экстремистская организация, деятельность которой в России запрещена*) и малолетних преступников и призвал сотрудников министерства спорта и физической культуры привлекать больше детей к спорту. Он, однако, подчеркнул: «Это говорит статистика, а не глава Забайкальского края». Смысл его послания в том, что бедных подростков давят и втягивают в преступную группировку другие малолетние прохвосты.
Для начала нужно показать большой палец уважения манёвру нашего губернатора: мол, это не его мнение, это так статистика говорит. Этот ловкий психологический приём давно известен: если ты хочешь вывести на эмоции друга, скажи, что гадости про него говорит кто-то другой. Сам-то я ни при чём, это кто-то другой сказал, а ты давай защищайся, оправдывайся. Эта ситуация очень смешная, потому что этот приём не работает из уст руководителя нашего «края ауeшников*». Я бы искренне не советовала никому, и управленцам в том числе, оскорблять собственный народ.
Во-первых, о какой такой статистике он говорит, если прокуратура отчитывается о ежегодном снижении детской преступности за последние 5 лет?
Во-вторых, политик и глава региона должен бы понимать, что преступность напрямую зависит от всего комплекса социальных условий, в первую очередь, от уровня безработицы — Забайкалье в этом вопросе сидит в огромной луже, показатели ежегодно ухудшаются. Большая часть преступлений в Забайкалье среди детей и взрослых — имущественные. Но зачем об этом говорить, если можно с лёгкой руки назвать всех малолетних преступников ауeшниками* и снять с себя ответственность? При том, что в последние лет пять в Чите вообще давно уже ничего не слышно о движении АУE*.
Правительство Забайкалья 7 лет не может отстроить сгоревший спорткомплекс «Высокогорье», а на 2022 год министерство финансов края предусмотрело 0,6% бюджета от общей суммы в 88,2 миллиарда рублей. Это 44 миллиона в месяц на весь край — ничтожная сумма. Наш бывший министр спорта не удосужился прийти на обсуждение и сказать: вы что творите?
«Забайкальский спорт в официальной статистике — это список из 58 федераций. В 2021 году они получили в общей сложности 31,9 миллиона рублей на то, чтобы провести спортивные мероприятия, купить медали для победителей, отправить на сборы и соревнования спортсменов и восстановить их здоровье», — писала журналистка Дарья Кливенкова в 2021 году. Губернатор Осипов в Забайкалье объявил пятилетку спорта, а у нас с 2019 по 2021 год финансирование спортивной отрасли уменьшено примерно на 20%.
И вот сейчас Александр Осипов приказал минспорта края привлекать больше детей к спорту, хотя забайкальские детские школы олимпийского резерва не могут позволить себе купить инвентарь. В нашем Забайкальском крае великолепные спортсмены и тренеры, а спорт умирает всё время правления губернатора Осипова.
Елена Раздобреева: Новых 90-х не будет. Мы справимся!
Намедни забайкальский экономист Евгений Касьянов заявил, что российская экономика из-за санкций Запада стремительно возвращается в 90-е годы. А потом и российский миллиардер Олег Дерипаска, проекты которого реализуются и в Забайкалье, предсказал трёхлетний кризис, спровоцированный конфликтом на Украине, и тоже упомянул 90-е: «Кризис минимум года на три — жесточайший. Умножайте кризис 1998 года минимум на три».
Прочитав мнения таких достаточно уважаемых в своих сферах людей, я сразу вспомнила те годы. 90-е пришлись как раз на период моего обучения в школе (в первый класс я пошла в 1991-м). И то время не было похоже на сегодняшнее. Там было страшно — на обломках великой страны ещё не было выстроено сильное государство, а люди чувствовали себя, как мне кажется, потерянными и даже немного брошенными.
В Краснокаменске, откуда я родом, 90-е были ещё и временем тотального дефицита всего — не было работы, полки в магазинах опустели (и это было ударом для местных, так как в советское время город был закрытым, и недостатка в продуктах не было), но это было даже оправданно, так как перестали выплачивать зарплаты, а значит, купить что-то, даже если бы оно присутствовало на полках, было невозможно. Тогда в нашем доме, а скорее всего, и не только в нашем, постоянно упоминалось выражение «в долгах как в шелках», это было состояние, в котором пребывали люди, каждодневно сталкиваясь с невозможностью приобрести даже элементарные вещи.
Я помню, как мама принесла в один из вечеров зарплату, которую ей, наконец-то, выдали — деньги были новыми настолько, что когда банкнота ложилась на ладонь, от тепла она сворачивалась, этому эксперименту было отведено достаточно много времени в тот вечер. Это забавное, как сейчас уже кажется, воспоминание до сих пор не даёт мне покоя — как же мало было нам тогда нужно, деньги появились в доме, и мы были счастливы.
А ещё тогда мы много читали, интернета тогда ещё не было, телевизор часто не работал из-за веерных отключений света, и книги, которые мы заказывали по почте (почему-то они стоили дёшево), были нашим единственным, по сути, развлечением.
Так что не надо говорить, что наступают новые 90-е, сейчас экономика сильнее, да и люди не так растеряны. Наша страна переживёт и это испытание, у нас просто нет другого выхода.
Артём Стромилов: Четвёртая власть в действии
На уходящей неделе разговаривал с соседями женщины, которая на протяжении почти 5 месяцев в 2021 году отравляла жизнь окружающим. Я помню, как заинтересовался этой историей, когда прочитал в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) пост детского доктора Андрея Маркова. Он жаловался, что пенсионерка, чей балкон расположен прямиком над его кабинетом, занимается форменным вандализмом, бросается горшками и делает всё возможное, чтобы врач не мог заниматься своей практикой.
Когда я оказался на месте, понял, что доктор Марков не одинок в своих страданиях. Сама пенсионерка дверь не открыла, видимо, не услышала стук из-за очень громкой музыки. Тогда мне удалось попасть в квартиру к её соседям, и я был просто поражён, в каком ужасном стрессе живут люди с маленькими детьми, вынужденные и днём, и ночью слушать музыку из-за стены, галдёж, пьяные выходки и самые настоящие угрозы от не вполне здоровой женщины (это не предположение, а факт — она давно уже состояла на учёте в ПНД).
Проблема была в том, что полиция, не имея достаточных оснований, фактически никак не могла повлиять на беспокойную соседку. А её дочери также разводили руками, не желая эффективно вмешиваться в ситуацию. Людям в подъезде оставалось только терпеть и непрерывно переживать скандал за скандалом. Начал собирать информацию и делать запросы, ситуация оказалась на контроле у начальника полиции города. События с этого момента стали развиваться стремительно и вылились в то, что дочерям пенсионерки всё же пришлось активизироваться и уговорить, наконец, маму пройти курс лечения в психиатрической больнице на КСК. Воцарилась тишина.
Около месяца назад пожилая женщина вернулась домой. И теперь живёт ниже травы и тише воды. Здоровается с соседями, музыку громко не слушает, подозрительных гостей не водит. Лечение помогло? Никто не знает, но факт остаётся фактом. Проблема зрела очень долго и разрешилась в тот момент, когда до неё добрался журналист. «Благодаря вашему репортажу я считаю, дело двинулось тогда», — сказала в конце беседы со мной одна из соседок пенсионерки.
Подобное было и в истории с неоднозначным перекрёстком Горбунова — Засопочная в Чите, и с выходом грунтовых вод на участке у жителя Атамановки. Каждый раз приходится слышать от официальных лиц и тех, в чьих силах на что-то влиять, признание проблемы и практически всегда уверение, что её в данный момент невозможно решить. Но после выхода соответствующих публикаций решение чудесным образом вдруг находится.
Пишу я эти строчки сейчас не ради хвастовства, это просто плоды журналистской работы, они были и есть всегда. Так и устроена четвёртая власть в идеале — в числе прочего подталкивать другие ветви власти к действиям тогда, когда они очевидно бездействуют. Пишу для того, чтобы стало понятно — не может быть безвыходных ситуаций, есть только ленивые исполнители. И на самом деле не обязательно дожидаться, чтобы журналисты указали на проблему и способ её решения, кто надо и сам всё знает, как и что в таких ситуациях делается.
Просто всем нам надо становиться чуточку лучше, а пока, думаю, у представителей четвёртой власти работы точно не поубавится.
Дарья Кливенкова: Я буду скучать, Lego
Меня нельзя назвать lego-маном. Я не скупала большие наборы конструкторов, но пару лет назад коллекционировала мини-фигурки из мультфильма The Simpsons (16+).
Тем не менее я расстроилась из-за новости о том, что производитель Lego объявил о приостановке поставок своей продукции в магазины России.
Эти конструкторы и так были развлечением не из дешёвых. Сейчас на остатки товаров в интернет-магазинах введено ограничение — один покупатель может взять не более двух наборов конструкторов. И уж цены, я думаю, поднимут.
Для меня Lego — это показатель большого качества. Там каждая деталь продумана настолько, что кайфуешь от самой сборки. В последнее время Lego стали больше для взрослых, чем для детей.
Маркетинговый консультант в telegram-канале The Content is The Queen отлично об этом высказалась:
«Мы рады взрослым» (Adults Welcome) — с этой маркетинговой и бизнес-стратегией LEGO официально начали работать в июне 2020 года, вооружившись данными о том, что взрослые (в том числе бездетные) все чаще покупают их конструкторы для себя. [...] Новый взрослый берет на себя обязательства, которых в силу его возраста требует от него общество, но при этом настаивает на своем праве сохранить за собой прерогативы более юной возрастной категории (вплоть до ребёнка), в отличие от ситуации в прошлом, когда переход в каждый новый возраст требовал отказа от «молодых» привычек и развлечений.
Теперь же взрослый имеет право играть в LEGO или носить футболки с Риком и Морти, но зачастую ему нужна внешняя легитимация этого поведения для принятия окончательного решения продемонстрировать такое поведение открыто, например, чтобы набор LEGO был маркирован как «взрослый», а футболка располагалась во взрослом отделе. LEGO, судя по всему, прекрасно это понимают и, как мне кажется, очень грамотно забирают себе огромный сегмент рынка, помогая ему сделать рекреационный «каминг-аут».
Я думаю, многие взрослые грустно вздохнули вместе со мной. LEGO — хорошо продуманный и сделанный бренд. Я искренне его люблю и жду возвращения.
Егор Захаров: Отложив вату в сторону
—Федеральное законодательство нельзя поменять одномоментно, для этого нужна подготовительная работа и изучение всех аспектов, — говорили они, когда бродячих собак на улицах стало много.
— Федеральное законодательство не позволяет нам принимать решительные меры, но мы будем добиваться внесения поправок, — говорили они, когда собаки загрызли семилетнюю девочку в селе Домна.
С момента трагедии прошло чуть больше месяца, и мы видим истинную стоимость этих слов. Моментально приняты поправки в Уголовный кодекс, касающиеся распространения фейков и призывов к санкциям. Не потребовалось Госдуме никаких долгих обсуждений, изучений, экспертных мнений и прочих действий, которые глубинный русский народ уже перестал называть бюрократией, перейдя на менее чёткое выражение «катать вату».
Конечно, это признак времени, которым, как по-моему, нужно воспользоваться в полной мере. Какие там вопросы зависают долгое время?
Мягкость законов по отношению к коррупционерам? Так они же, негодяи, обирают наш богоспасаемый народ, подрывают его веру в непоколебимость государства, да и обороноспособность государства, небось, тоже подрывают.
Бюрократия по отношению к бизнесу? А кто будет страну развивать? А не действуют ли эти крючкотворцы в интересах сами знаете кого? Ну, того, кому невыгодно видеть Россию-матушку сильным и конкурентоспособным государством. Все соответствующие решения принимать в 24 часа и сугубо в интересах Родины!
Медицина, образование, экология, комфортная жизнь — сколько всего можно улучшить, если отложить вату в сторону.
Вопрос с собаками, кстати, кардинально и не изменится. Депутат Владимир Бурматов заявил что Госдума придерживается гуманистического направления и не намерена давать добро на умерщвление бродячих животных. Это значит, что языческому божеству-людоеду нужно больше крови.
Варвара Лебедева: Наш шанс опомниться от транса потребления
Выражение «транс потребления» я творчески позаимствовала у исландской группы Hatari, которая выступает якобы с целью свергнуть капитализм.
В Советском Союзе я успела пожить 5 лет. Так что моя осознанная ранняя юность пришлась как раз на 90-е. Кое-какие из неказистых, но надёжных вещей и техники сохранились у моих родителей до сих пор — они работают. Например, советский тостер «Сейм-1» — шикарный громыхающий автомат, из которого вылетают поджаристые куски хлеба. Они служили и служат в нашей семье завтраком все эти… лет 30 уже.
Такой же неубиваемой была советская ручная мясорубка, которая сейчас куда-то подевалась. В поздние 90-е у нас появилась насадка на неё, с помощью которой можно было формовать печенье. Оно до сих пор кажется самым вкусным, мамино печенье «через мясорубку» — такое песочное, лохматенькое.
Может, потому что росла на неубиваемых вещах, я до сих пор сохраняла нечто, что по-модному называлось осознанным потреблением. То есть когда ты не выкидываешь свой телефон, например, только потому что вышла новая модель (отличающая от старой, будем честными, мало чем). Мне за это даже пеняют порой: я ношу одежду, пока не порвётся. Когда порвётся, можно перевести в домашне-рабочее. Вся техника, посуда, да что угодно — годами со мной.
Нас сейчас пугают санкциями и дефицитом. Я понимаю, что за несколько месяцев неповоротливая промышленность не воспрянет. Но оптимистично думаю, что раньше же умели — значит, и снова научимся. Делать, может, неказистые, но вечные ноутбуки. Научимся начинять отечественный автопром отечественными же микросхемами. Так, что у мужиков снова появится занятие в гараже — копаться, что-то там непонятное паять целый день, оживлять машинку.
Почему-то мне кажется, что всё происходящее для экономики России станет тем самым громом, который пока не грянет, мужик не перекрестится. Ну или жареным петухом, который клюнул куда надо. Пусть у моих будущих детей будет возможность, когда они вырастут, условно готовить на завтрак жареный хлеб в изготовленном где-нибудь в Забайкалье тостере. Прорвёмся!