Намедни забайкальский экономист Евгений Касьянов заявил, что российская экономика из-за санкций Запада стремительно возвращается в 90-е годы. А потом и российский миллиардер Олег Дерипаска, проекты которого реализуются и в Забайкалье, предсказал трёхлетний кризис, спровоцированный конфликтом на Украине, и тоже упомянул 90-е: «Кризис минимум года на три — жесточайший. Умножайте кризис 1998 года минимум на три».
Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 6 марта 2022 года.
Прочитав мнения таких достаточно уважаемых в своих сферах людей, я сразу вспомнила те годы. 90-е пришлись как раз на период моего обучения в школе (в первый класс я пошла в 1991-м). И то время не было похоже на сегодняшнее. Там было страшно — на обломках великой страны ещё не было выстроено сильное государство, а люди чувствовали себя, как мне кажется, потерянными и даже немного брошенными.
В Краснокаменске, откуда я родом, 90-е были ещё и временем тотального дефицита всего — не было работы, полки в магазинах опустели (и это было ударом для местных, так как в советское время город был закрытым, и недостатка в продуктах не было), но это было даже оправданно, так как перестали выплачивать зарплаты, а значит, купить что-то, даже если бы оно присутствовало на полках, было невозможно. Тогда в нашем доме, а скорее всего, и не только в нашем, постоянно упоминалось выражение «в долгах как в шелках», это было состояние, в котором пребывали люди, каждодневно сталкиваясь с невозможностью приобрести даже элементарные вещи.
Я помню, как мама принесла в один из вечеров зарплату, которую ей, наконец-то, выдали — деньги были новыми настолько, что когда банкнота ложилась на ладонь, от тепла она сворачивалась, этому эксперименту было отведено достаточно много времени в тот вечер. Это забавное, как сейчас уже кажется, воспоминание до сих пор не даёт мне покоя — как же мало было нам тогда нужно, деньги появились в доме, и мы были счастливы.
А ещё тогда мы много читали, интернета тогда ещё не было, телевизор часто не работал из-за веерных отключений света, и книги, которые мы заказывали по почте (почему-то они стоили дёшево), были нашим единственным, по сути, развлечением.
Так что не надо говорить, что наступают новые 90-е, сейчас экономика сильнее, да и люди не так растеряны. Наша страна переживёт и это испытание, у нас просто нет другого выхода.