Привыкаешь ко всему: ковид стал обыденностью на второй год, спецоперация тоже уже как будто рутинная. А уж если жить в каких-либо обстоятельствах годами, это постепенно становится нормой. Кроме того, о нормальности событий часто говорят нам власти. Мы повспоминали, что считается нормальным в Чите.
Падаль — это норма
Берег озера Кенон с началом тепла из года в год усеивает дохлая рыба. Местные жители сразу начинают тревожиться, но, оказывается, всё в порядке — это локальные заморы.
— Сазан в зимнее время малоактивен, в основном стоит. В местах, где он скапливается, возникает нехватка кислорода и происходит локальный замор. В отличие от других видов (например, карася), он более прихотлив к потребности в кислороде. После таяния льда особей выносит на берег волной, — объяснили в Забайкальском отделе Ангаро-Байкальского территориального управления по рыболовству.
Тела мертвой рыбы обнаружились также в пруду, который находится в парке Дома офицеров, их увидел наш корреспондент. Рядом гуляли родители с детьми, которые очень переживали, почему рыбки так странно плавают.
Оказалось, это нормальный процесс: карасей в искусственный водоем завозят ежегодно из природных водоемов, поэтому около 10% из них погибают в первое время, а остальные приживаются.
Высохшие и срубленные деревья — тоже норма
Спиленные поперек ствола деревья (по-научному это называется кронированием, если кто не знал) — это уже настолько привычно, что иногда удивляют сохранившиеся кое-где по Чите некронированные, дикие и опасные аллеи с листьями.
Администрация выдает разрешения на обрезку деревьев «под столбики», так как они могут быть опасными.
Иногда деревья срубают и выкорчевывают, чтобы потом заменить их новыми посадками. Такое произошло на улице Чкалова возле поликлиники: осенью там высадят пирамидальные серебристые тополя и подрощенные рябины.
Рябины уже высаживали на улице Ленина возле художественного салона — и то, что часть из них сразу начала вянуть, а на следующий год не очнулась весной, тоже нормально. Эти рябины собираются оживить осенью.
Когда плохо пахнет — опять же норма
Очистные сооружения в Чите находятся недалеко от слияния рек Читинки и Ингоды. Запах от них усиливается при наступлении тепла, к нему уже притерпелись живущие в окрестностях музея декабристов. Однако летом 2022 года жалобы на запах стали поступать с улиц Богомягкова, Кайдаловской, Ленина, Баргузинской и Ангарской.
— Прошел летний дождь. И запах нечистот традиционно поплыл над городом. Обожаю этот запах. Как на птицефабрике. Хоть в такие моменты чувствуется близость нашего города к какому-то производству, — рассказал корреспонденту ИА «Чита.Ру» местный житель.
В Тelegram-канале городской администрации со ссылкой на технического директора АО «Водоканал-Чита» Романа Логушева объяснили, что жаловаться не на что. Запах с очистных — нормальное явление. К тому же в воздухе не обнаружили никаких вредных веществ.
— Исследования ежегодно проводятся специализированной организацией «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае» на территории очистных сооружений, а также на границе санитарно-защитной зоны в районе жилой застройки. По результатам многолетних исследований содержание исследуемых загрязняющих веществ в воздухе не превышает предельно допустимые концентрации и соответствует требованиям санитарных правил и норм.
Канализационные запахи источают не только очистные. Жители Читы жаловались и на то, что у них долго плохо пахли руки после общения с пешеходным фонтаном на Театральной площади.
Но с фонтаном тоже всё нормально: его чистят каждый день, а вода в нём техническая и не предназначена для питья. Именно так ответили в городской администрации.
Мусор — норма
Почему-то жители Читы продолжают жаловаться на мусорные проблемы: региональный оператор по обращению с ТКО «Олерон +» редко вывозит мусор из контейнеров и после субботников, так что или в кучах и мешках зарождается новая жизнь, или отходы кто-нибудь съедает. Например, козы.
Отдельная история — помешковый сбор. От частного сектора отходы забирают в мешках, но делают это редко. Например, в Могоче график изменили так, что мусоровозы приезжали всего лишь раз в месяц, и жители обратились в прокуратуру.
В Засопке мусор тоже сначала вывозили раз в неделю, потом стали забирать два раза в месяц. Как раз подоспела жара, и людей начал возмущать плохой запах от мешков, которые копились.
Конечно же, это норма, ведь по постановлению правительства Забайкалья вывоз мусора при помешковом сборе проводится раз в неделю или реже. И у этого «реже» нет верхней планки.
Пресс-секретарь «Олерона» сказала, что у мусоровозов часто случаются поломки. Это тоже звучит привычно. Такая причина звучит в ответ почти на каждую жалобу про заполненные мусором контейнеры. Да и вообще почти четверть машин «Олерона» в Забайкалье неисправна, а запчасти придут нескоро.
Чита — город для нормальных
Мы вспомнили, что даже скользкая плитка в центре города — вовсе не скользкая, просто надо ходить в нормальной, а не китайской обуви. Такое заявление в 2014 году сделал ныне покойный читинский мэр Анатолий Михалев.
И под конец еще подборка нормальностей Читы.
Возвращающаяся каждый год лужа вместо ручейка на площади Декабристов. Площадь, кстати, хоть и красивая, но потихоньку разваливается, потому что так и не перешла под муниципальное управление. То есть она ничья, некому за ней следить. И такое в Чите случается часто.
Постепенно расширающийся очаг заброшенных зданий на Амурской и Петровской. Кое-где для забросов не нашлись инвесторы, где-то выгоревшие и полуразрушенные домики — это объекты культурного наследия, поэтому их нельзя чинить, даже если есть на это деньги и желающие.
Странные разводы на недавно реконструированной Театральной площади в Чите. Мы уже привыкли и обыденно начали использовать неведомое слово «высолы». Они, как говорила администрация, должны были исчезнуть через пару дождиков. Но не помогли ни дожди, ни помывка.
Лужа на месте пешеходного фонтана на той же Театралке, которая в дождь моментально набирается, потому что стоки не работают. Ну не работают и не работают, не шел по колено в воде — считай, не читинец.
Фонтан, который работает, но не работает — опять на Театральной площади.
Рассыпающиеся за зиму новые тротуары, которые меняют по гарантии на такие же растворимые. Да и вообще по городу таких целая коллекция.
А главный редактор «ИрСити» Зоя Кузнецова подсказала еще одну норму, к которой мы совершенно точно привыкли, но ей, как гостье из другого города, это кажется непривычным: дефицит пешеходных переходов и почти полное отсутствие пешеходных светофоров.