Две солнечные электростанции, появившиеся около федеральной трассы «Байкал» на окраине Читы, вызывают много вопросов. Мы побывали на объекте, чтобы найти ответы на них.
Перед началом экскурсии нам озвучивают короткий инструктаж, так как всё электрооборудование находится под напряжением и приближаться к нему менее чем на метр запрещено. Сотрудник станции интересуется самочувствием — и не из вежливости: если стало слишком жарко или не по себе, то лучше об этом сказать заранее из соображений безопасности.
Солнечная электростанция (СЭС), находящаяся ближе к Чите, — Читинская, следующая — Черновская. Первая заработала уже в 2021 году, вторая — в июне.
Построены они компанией «Хевел», которая уже занималась энергетикой в Забайкалье. В нескольких населенных пунктах без централизованного энергоснабжения работают ее солнечно-дизельные установки.
Компания «Хевел» (от чуваш. хӗвел — «солнце») создана в 2009 году как совместное предприятие группы компаний «Ренова» и «Роснано». Доля «Роснано» продана другой компании, сейчас, по данным сервиса «Контур.Фокус», в списках учредителей есть международная компания «Белуна Инвестментс» (Кипр). Основной акционер - основной акционер российский фонд REAM MANAGEMENT. «Хевел» построила первый в России завод полного цикла по производству солнечных модулей и первую солнечную электростанцию промышленного масштаба. Выручка «Хэвела» на конец 2021 года — 10 миллиардов рублей, чистая прибыль — 255,5 миллиона рублей.
Площадь станций около — 100 гектаров, это примерно площадь 130 футбольных полей. На Черновской станции 105 248 штук солнечных панелей и примерно столько же на Читинской. Панель — это прямоугольник размером 1 на 1,5 метра, она вырабатывает 330–335 ватт — это мощность для половины чайника. Все панели в совокупности дают примерно 35 мегаватт.
Выработка Читинской СЭС с декабря 2021 года превысила 21 миллион кВт⋅ч. Выработка Черновской СЭС за июль 2022 года составила 5 миллионов кВт⋅ч. Годовой расчетный объем выработки двух станций совокупной мощностью 70 МВт превышает 100 миллионов киловатт-часов — этого хватит для годового потребления 83 тысяч семей.
Все панели соединены друг с другом, и электроэнергия с них поступает в инверторную, а затем — в сеть. Станция сетевая — это значит, что вся электроэнергия поступает в общую магистральную сеть, а затем распределяется по потребителям.
По этой причине станция не повлияет на снижение тарифа на электроэнергию. Грубо говоря, оптовый рынок работает как биржа, где покупают электроэнергию по одинаковой цене, будь она выработана хоть на СЭС, хоть на ТЭЦ. Цена для потребителя будет одинаковой, хотя выработка на солнечной станции стоит дешевле. Говорить так не вполне правильно, потому что «Хэвел» вложил в строительство 5,6 миллиарда рублей. Расчетный срок окупаемости — 15 лет. Сейчас у станции практически нет никаких расходов, кроме оплаты труда.
Станция работает минимум 25 лет — срок гарантии у панелей именно такой. Если в течение этого времени с ними что-то случится, то завод поменяет их. После гарантийного срока панели могут работать почти столько же, но с каждым годом будут терять мощность. Расчетный срок работы панелей — 40–45 лет. В России станций с таким сроком работы нет, в Европе самые возрастные СЭС работают более 40 лет и до сих пор выдают мощности.
Забайкалье — наиболее оптимальный регион для солнечной энергетики по двум причинам. Во-первых, инсоляция (поток солнечного света на поверхность) под Читой выше, чем в Милане, а количество солнечных дней несравнимо больше. Во-вторых, от высокой температуры солнечные модули снижают выработку, а в Забайкалье много солнца при нежаркой погоде.
Оборудование станции — российское. Панели производятся компанией «Хелиос-Ресурс», работающей в Мордовии и Подмосковье, конструкции для «столов» — в Красноярске, на заводах группы компаний «Сегал».
Процесс строительства довольно прост — вбиваются сваи, на них ставятся «столы», на которые монтируются панели. Работали на возведении станций около 300 человек, преимущественно местные жители, а постоянную работу получили 38 человек.