«Говорили, будет целый микрорайон с инфраструктурой». Такое обещание часто звучит в рекламах застройщиков, ведь для будущих жильцов очень заманчиво получить не просто квартиру, а свой маленький мирок с обустроенными дворами, парковками, магазинами и, конечно, детсадом в одном из домов. Это же году этак в 2013-м слышали будущие жильцы строящегося дома первой очереди на Девичьей сопке — на КСК в Чите должен был появиться новый спальный район. Сейчас 2022 год, и жители дома № 33 пытаются отвоевать кусок двора, с утра до ночи живут под шум стройки, а рядом ничем не защищенная заброшка, где по счастливой случайности еще никто не поранился.
На Девичью сопку жильцы 33-го дома меня позвали из-за битвы за двор: соседний брошенный дом забрал фонд обманутых дольщиков и начал достраивать. Казалось бы, позитивная новость. Ведь из всего планировавшегося микрорайона сдали только их дом, и он около 8 лет торчал чуть не посреди пустыря, а тут начались сдвиги. Однако оказалось, что будущий 32-й дом, стоящий под углом к 33-му, угрожает отнять у детей площадку, у взрослых — парковку, да еще и дарит перспективу вечных раскопок вместо тротуара.
Двор-бесприданница и боевые жильцы
Жильцам дома № 33 из-за всех пережитых и еще предстоящих проблем пришлось вникнуть в вопросы межевания, раздобыть копию генплана Читы и планы будущего двора (который у них собираются отнять):
— Здесь планировался микрорайон, у нашего дома и дома № 32 должны были сделать общий благоустроенный двор. Дом сдали 8 лет назад, территорию никак не обустроили, мы на свои деньги приобрели оборудование для детской площадки. А сейчас фонд обманутых дольщиков выкупил недострой, они спешат закончить стройку. Работы идут с раннего утра и до позднего вечера, шумит дизель. Мы не жалуемся, хотя даже детей не вывести погулять.
Территорию разделили строительным забором, но недавно мы от прораба узнали, что на этом месте потом сделают железный забор, у дома № 32 будет закрытый двор, а нам останется вот эта полоска, причем будешь выходить из подъезда и упираться в забор сразу. По плану видно, что забор будет идти от угла нашего подъезда прямо.
— В фонде обманутых дольщиков нам сказали, что сделать сейчас ничего нельзя, ждите, пока построят, а потом договаривайтесь с жильцами дома № 32 об объединении двора. А кому мы нужны с нашим куском глины неблагоустроенным, мы тут как бесприданница, — рассказывают жильцы дома № 33.
Люди опасаются, что если они даже договорятся с жителями будущего 32-го дома об объединении дворов, то им все равно придется благоустраивать кусочек территории на собственные средства. И так игровой комплекс для детей, которых, по их словам, «полдома», купили на свои деньги.
— Грузовики здесь всю дорогу разбили. На стройке для них есть специальный заезд, но им тут ездить удобнее, — показывают жители дыры в асфальте.
Им удалось разузнать, что в ближайшее время под тротуаром, идущим вдоль их дома, начнутся раскопки — тепловики будут проводить коммуникации к строящемуся корпусу.
— По первоначальному плану трубы заходили вот здесь, с торца нашего дома, коммуникации должны были стать общими. А теперь они решили копать прямо на месте тротуара. Ну, уложат трубы, потом каждый год начнут ремонтировать, и у нас тут постоянно будет яма, — объясняет мужчина из инициативной группы совета дома.
Жители рассказывают, что готовы пойти на крайние меры: заблокировать проезд собственными автомобилями, чтобы работники ТГК-14 не смогли попасть к месту работ.
Внимание властей и новые обещания
Сразу после нашей встречи с жильцами в спорный двор приехал глава Черновского района Читы Василий Турсабаев — людям удалось привлечь внимание. Турсабаев пообещал вникнуть в ситуацию, провести рабочее совещание, забрать все документы и попытаться помочь дому.
— Я забрал это в работу, жду от жильцов документы. Постараюсь связаться с руководителем фонда обманутых дольщиков Александром Иткиным и обсудить вопрос, — сказал Василий Турсабаев.
Кстати, генеральный директор Фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства в Забайкальском крае Александр Иткин тоже пообещал подумать над проблемой дома № 33 еще раз.
— Остановимся на том, что мы посмотрим в части генерального плана еще раз, вернемся к этому. И постараемся найти какой-то компромисс для жителей соседнего дома, дома № 33.
Уколоться о железку или ноги переломать? Такой заманчивый выбор
А пока я прощаюсь с жильцами и иду обследовать стройку, чтобы лучше узнать, в каких условиях приходилось обитать населению микрорайона. Люди из 33-го дома рассказали мне, что за забором, ограждающим будущий дом № 32, находится пустырь, который недавно выставили на продажу — там вроде как планируется новое строительство.
Как ни странно, на территорию стройки проход свободный — видно, что работа и правда идет бешеными темпами. А вот и дыра в заборе, за которой открывается заманчивый пустырь. Интересно, многие ли из детей, живущих в соседних домах, проникали через оторванный профлист в эту Нарнию?
Немного заросшего пространства, и начинаются бетонные соты фундамента, из которого торчат ржавые штыри разного диаметра. Странно, что такой опасный объект никак не охраняется, учитывая, что прямо за забором еще и детский сад.
Брожу по неслучившемуся спальному микрорайону и придумываю для него рекламу.
Здесь есть бассейн (или, может, джакузи).
Спортивный комплекс и полоса препятствий.
Клумба с целебным растением — вон какой иван-чай.
Футуристичная урбанистичная прогулочная зона.
Парк, газон и цветочки.
Есть даже Чебурашка.
Конечно, это все шуточки. На самом деле реальность такая: я полчаса слонялась по территории, где условного ребенка на каждом шагу ждут приключения и опасности. На эту территорию я свободно зашла и не менее свободно вышла, никто мне слова не сказал — даже ни одного вопроса не задали. Ни охраны, ни нормального ограждения — заброшка так и напрашивается стать местом очередной трагедии.
Что дальше?
В понедельник, 22 августа, у жильцов дома № 33 будет собрание и встреча с главой района. На очереди новые пересмотры генплана и межевания территории — посмотрим, останутся ли люди с огрызком двора или что-то решат.
Немного истории проблемных домов
Строительство дома № 32 на Девичьей сопке началось в 2014 году, а в 2017-м приостановилось на стадии готовности 95%. В середине 2020-го началась процедура банкротства застройщика. Девятиэтажный дом на 53 квартиры должны были сдать в первом квартале 2021 года. Участниками долевого строительства дома стали 22 человека.
О решении достраивать дом в правительстве Забайкалья объявили 30 июня 2021 года. Срок его сдачи — март 2023 года. Первоначальным застройщиком объекта на Девичьей сопке, 32, было ООО «Забайкальские строительные технологии». По данным Госинспекции Забайкальского края, сумма затрат на долевое строительство дома № 32 на Девичьей сопке неизвестна, так как из-за ликвидации инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края отчетность застройщика уничтожили в 2017 году. Правительство края заключило соглашение с Фондом защиты прав дольщиков, по которому из бюджета края фонду перечислены средства в размере 3,8 миллиона рублей для софинансирования строительства объекта.
Ликвидированное ООО «Забайкальские строительные технологии», как и ООО «Сириус», ООО «Развитие» и еще десятки строительных и торговых компаний, принадлежало русско-китайскому бизнесмену Чжао Юнцзюню, известному в Чите как Миша Чжао. Китайский делец обанкротился и покинул Россию, оставив в Чите несколько недостроев и проблемных домов с плесенью и обваливающимися плитами. СМИ пишут, что у Миши Чжао были коррупционные дела с некоторыми читинскими чиновниками. ООО «Сириус», последним занимавшееся строительством домов на Девичьей сопке, признано банкротом в июне 2020 года. За всё время существования компания выступала ответчиком по арбитражным делам на 30 миллионов рублей.