В редакцию «Чита.Ру» приходит немало вопросов об организации дорожного движения в краевом центре, особенно после того как на улицах в городе внедряют что-то новенькое. Очередным таким триггером стала «модернизация светофорного объекта на перекрестке улиц Шилова — Сухая Падь», как буднично назвали ее в сухом посте в telegram-канале «Город Чита». Если перевести с канцелярского на русский, в районе этого перекрестка появились светофоры для пешеходов. А после пошли и первые жалобы.
В рубрике «Дураки и дороги» мы рассказываем о проблемных и спорных местах на дорогах забайкальской столицы — о болевых точках, которые волнуют многих автолюбителей города.
О проведении работ на перекрестке в районе ТЦ «Макси» власти предупредили 6 сентября. Затем два дня светофор не работал, полным ходом шла модернизация. В итоге светофоры для пешеходов с табло, где идет отсчет времени, и звуковыми сигналами появились у переходов через Шилова (от заправки «Нефтемаркет» или по пути к ней), через Сухую Падь и через Автогенный переулок.
— Непонятно, зачем здесь поставили эти светофоры, тут ходит человек пять за день. Еще и сделали так, что рассинхрон получился со светофором, который на «Макси». В часы пик здесь утром и вечером теперь всё колом стоит вплоть до Липатова. Пробки, аварийные ситуации создаются. Зачем они поставили светофор для пешеходов на этом перекрестке? Раньше два светофора синхронно работали — все ехали. Сейчас на «Макси» работает, этот нет — все скапливаются, машины с территории торгового центра выехать налево не могут. Надо что-то делать, — посетовал горожанин, обратившийся в редакцию.
Другой автолюбитель, который в часы пик практически ежедневно проезжает этот перекресток, напротив, никаких затруднений не заметил.
— Да, поставили светофоры для пешеходов, но, кажется, по времени красный для машин, двигающихся по Шилова, горит столько же. Зато теперь четко понятно, когда люди могут беспрепятственно перейти дорогу, — рассказал собеседник «Чита.Ру».
Мы выехали на место, чтобы выяснить, так ли всё критично или благостно. Светофоры для пешеходов на нужном нам перекрестке действительно работают. Зеленый сигнал на всех трех загорается одновременно примерно на 16 секунд. Затем около 80 секунд горит красный. Не могу утверждать, были ли до этого новые светофоры рассинхронизированы с тем, что установлен у «Макси», но сейчас (по состоянию на 20 сентября) всё работает четко — в одном ритме. Если одни автомобили, двигающиеся со стороны Липатова в сторону Коханского, останавливаются перед Шилова — Сухая Падь, то другие в это же время стоят и перед пешеходным переходом напротив торгового центра. Не скапливаются бесконтрольно.
Соответственно, пробки даже в 08:15 утра мы тут не увидели. К тому же светофор для пешеходов на транспортно-оживленной Шилова смотрится вполне уместно. Ты реально чувствуешь себя в безопасности, когда эти 16 секунд точно знаешь, что никто на тебя не поедет, пока переходишь дорогу.
Правда, нельзя сказать того же про уместность пешеходных светофоров при переходе через Сухую Падь и Автогенный переулок. В первом случае сооружение кажется избыточным, потому что потока пешеходов здесь нет от слова совсем, к тому же водители, повернувшие с Шилова на Сухую Падь, в любом случае должны бы пропускать тех, кто переходит дорогу по «зебре», и без специальных напоминаний.
В случае же с Автогенным переулком светофор для пешеходов и вовсе выглядит комично. Машины здесь поворачивают крайне нечасто, но светофор работает, как и другие его коллеги, старается. Редкие прохожие, кто добрался сюда, сначала с недоумением смотрят на «красный», оглядываются по сторонам и просто идут через дорогу. Только лишь одна читинка за время нашего наблюдения честно отстояла 79 секунд и пошла на зеленый. За всё это время с Шилова в переулок не повернула ни одна машина. При этом, кажется, даже если бы и повернула, а светофора тут не окажись, водитель в любом случае пропустил бы пешехода на «зебре».
Не сказать, что через улицу Шилова в этом месте поток людей более интенсивный. Конечно, не пять человек за день, как утверждал наш читатель, но всё же частенько зеленый для пешеходов здесь горит вхолостую. Но, повторимся, через четырехполосную дорогу по такой «зебре» переходить спокойнее. А вот два других светофорных комплекса, которые, уверен, стоят немалых денег, на этом перекрестке можно было бы и не ставить.
Горожане, нет сомнений, легко смогут назвать места в Чите, где подобные светофоры для пешеходов были бы куда полезнее. Мне, например, в голову лезет переход через проспект Советов в том месте, где он переходит в Володарского, или «зебра» на Коханского в районе Краевой клинической больницы. И там, и там власти влепили «лежачих полицейских», что приводит к пробкам в часы пик. Кажется, светофор на 16 секунд зеленого и 80 секунд красного отлично бы отрегулировал в тех местах потоки пешеходов и автомобилей. И потребность в тормозящих движение искусственных неровностях отпала бы сама собой.
Да и гости города частенько отмечают, что в центре светофоров для пешеходов очень не хватает. И почему их теперь ставят на неоживленных улицах — большой вопрос.
Кстати, чем вызвана такая необходимость, мы спросили пресс-службу администрации Читы. Там о причинах не сообщили, но рассказали, что на перекрестке Шилова — Сухая Падь были «обустроены стойки и пешеходные светофорные объекты, установлена дополнительная стойка и транспортный светофор, обустроены регулируемые пешеходные переходы». При этом подчеркивается, что работы были проведены на внебюджетные средства. Какие именно — в пресс-службе не уточнили.
Автоэксперт по ДТП Алексей Стрельников для рубрики «Дураки и дороги» так прокомментировал информацию о появлении пешеходных светофоров на перекрестке улиц Шилова и Сухая Падь:
— Повсеместная установка светофоров — это далеко не панацея для снижения уровня аварийности. Очевидно, что даже на максимально обустроенных участках дорог любой дорожный хулиган может устроить ДТП. И это попадет в статистику аварийности. При установке же светофора на дороге должна обязательно просчитываться пропускная способность как автомобилей, так и пешеходов. После чего приниматься решение о необходимости установки такого объекта.
Мы уже недавно проходили, как у нас в городе смело меняют организацию дорожного движения на перекрестках. Яркий тому пример — Ленина — Баргузинская. Теперь водители там просто боятся лишний раз ездить. Смещенные оси перекрестка даже не отмечаются дорожной разметкой в его границах. Про движение там при изношенной или заснеженной разметке я вообще молчу. Поэтому в таких случаях нужно десять раз подумать. Лучше бы уже давно проработали вопрос и поставили светофор у центрального кладбища на примыкании с улицей Курнатовского.