Город Экология интервью Почему в Чите не выживают деревья. Спросили у эколога

Почему в Чите не выживают деревья. Спросили у эколога

В городе варварски вырубают деревья и кустарники, а то, что сажают взамен, быстро умирает

Деревьям в Чите можно надеяться только на высшие силы, люди помогать им расти не спешат и не умеют это делать

Деревьям в Чите не везет. Около 15 лет их последовательно уничтожают, несмотря на то что они никому не мешают. А высаженные на их месте саженцы ситуацию не спасают: посадок недостаточно, а то, что есть, быстро засыхает. К тому же озеленением в городе занимаются неспециалисты — деревья сажают в рамках разных кампаний самые разные люди и организации, и всё это никак не систематизировано и никем вроде не контролируется. О том, какие локальные и глобальные проблемы озеленения есть в Чите, редактор «Чита.Ру» Андрей Козлов поговорил с экологом Натальей Чащиной.

Наталья Чащина — кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, химии и методики их обучения факультета естественных наук ЗабГУ, преподаватель (с 2001 года), эксперт «Народного фронта».

Ниже приводится отредактированная расшифровка «Редколлегии» от 27 сентября.

Гагаринский парк лишится деревьев?


— Мы с вами уже не первый раз разговариваем про озеленение в Чите. Прошлый раз мы обсуждали улицу Горького. Теперь хотим поговорить о некоторых аспектах, которые свойственны современной Чите. В качестве темы, от которой мы хотели оттолкнуться, будет проблема Гагаринского парка, который открылся совсем недавно, не без проблем, и там был вопрос сохранения части деревьев, сноса деревьев; и некоторые деревья, которые были сохранены (и местные жители обращали на это внимание), были сохранены не без проблем. Что там произошло?

Гагаринский сквер появился в микрорайоне Сосновый Бор благодаря жителям, которые вышли на акции протеста против строительства дома на пустыре, где играли дети. После этого власти решили отказаться от строительства, пообещав благоустроить территорию. Открытие сквера в 2022 году откладывали 4 раза. В результате открыли его только 15 сентября — это на месяц позже первоначального срока.

Ну во-первых, при планировании на территории, конечно же, была нарушена часть корневых систем, где-то были корневые шейки засыпаны, потому что там подняты клумбы, сделаны подпорные стенки. Естественно, это всё засыпалось грунтом. И также некоторые сосны попали в зону мощения.

У сосен в Гагаринском парке нарушены корневые системы

В чём состоит проблема достаточно серьезная? Дело в том, что у сосны формируется очень мощная корневая система, которая и глубоко уходит в грунт, и также формируется поверхностная корневая система, которая радиально расходится очень далеко от пределов кроны. И конечно, под мощением к корневой системе не будет поступать ни воздух, ни вода. Для этого делаются приствольные круги. Но в Гагаринском парке приствольные круги закрыли плотными щитами из террасной доски.

Приствольные круги у сосен в Гагаринском парке закрыли плотными щитами из террасной доски

По технологии, если уж есть такая необходимость, приствольные круги закрывают решеткой, что позволяет воде и воздуху беспрепятственно проникать вглубь почвы. Кислород из воздуха, который поступает в почву, необходим для жизнедеятельности микроорганизмов, которые способствуют переводу органических веществ в минеральные и, соответственно, питанию растений, но и их корни тоже должны дышать.

Хотя корни сосен должны дышать, для этого приствольные круги нужно закрывать решеткой, а не щитами

Вода — понятно, в воде растворяются минеральные вещества. Помимо этого, из воздуха в почву поступает еще и азот. Ему вообще больше неоткуда взяться, по сути, кроме как из воздуха, и те же самые микроорганизмы способствуют его переводу в доступную для растений форму.

В тех условиях, которые сейчас там созданы, ни вода, ни азот, ни кислород поступать не будут — это может привести к гибели корневой системы, и последствия могут быть очень плачевные. То есть растение постепенно начнет погибать. Естественно, этот процесс произойдет не завтра и даже не на следующий год. Это медленный процесс, он будет абсолютно незаметен и будет угрожать тому, что в один прекрасный момент эта сосна просто рухнет от ветра. При этом непонятно, когда это произойдет, на это могут уйти годы.

В тех условиях, которые сейчас созданы в Гагаринском парке, ни вода, ни азот, ни кислород к корням поступать не будут — это может привести к гибели деревьев

— То есть легче, я так понимаю, в текущей ситуации, раз уже это случилось, снести эту сосну?

— Ее можно не снести, можно просто элементарно заменить в приствольном круге щиты на решетки.

— Ну если они этого сделать не могут, то легче ее убрать.

— Для безопасности, скорее всего, да. И компенсировать это другими посадками. Чем руководствовался человек, которому эта идея пришла в голову?

— Вы не знаете, кто это?

— Я не знаю, кто это. Какова причина? В экономии средств или элементарно в незнании, каким образом функционируют деревья? Вообще, проблема с озеленением города состоит в том, что люди, которые стараются заниматься этим, почему-то не обращаются к специалистам. Если вы не хотите привлекать специалистов, считаете, что вы можете сами справиться, тогда нужно образовываться. Сейчас, слава богу, доступ к литературе очень широкий. В интернете есть очень много сайтов, где популярно объясняют, как правильно сажать и ухаживать.

— Гагаринский парк — это один из примеров. Но, я так понимаю, в Чите он не единственный.

— Буквально 23 сентября прошел сюжет, что сотрудники ОМОН в рамках Всероссийской акции «Древо Сталинграда» высадили сосны. И когда я смотрела сюжет, увидела, что сосны были заглублены.

У сосны есть место перехода корневой системы в надземную часть. Это место называется корневая шейка. Как саженец рос на предыдущем месте на уровне почвы, его на этом уровне и нужно посадить. Ни в коем случае место этого перехода нельзя заглублять. Хвойные на это очень болезненно реагируют и гибнут. Если они заглубили, то там без вариантов — не вырастут. Они могут какое-то время сидеть, у них будет маленький прирост, но потом, со временем, они всё равно засохнут.

Поэтому, как там было сказано, этот символ победы в Сталинградской битве будет не очень лицеприятный — лучше пересадить. Это опять-таки пример, вроде бы хорошая акция, идея замечательная — вы ее организуйте как положено, обратитесь к специалистам. В городе они есть — элементарно, есть ботанический сад, есть Забайкальский госуниверситет, где работают специалисты ботаники, экологи, которые знают, как это делать.

Акция «Древо Сталинграда» входит в большой цикл памятных мероприятий ведомственной историко-патриотической акции «Росгвардия. Страницы победы: Сталинград», направленной на сохранение исторической памяти о подвиге защитников Отечества.

«У нас сейчас понятие "озеленение", а раньше это называлось садово-парковым искусством»


Мы говорили в том числе с вами о том, что местами в Чите сажают деревья, которые будут вырастать слишком большими. По большому счету, только что решили, как могли, проблему, отпилив деревья, которые упираются в провода, и тут же сажают деревья, которые будут еще выше тех, которые спилены перед этим.

— Да, сейчас пошла такая тенденция. С одной стороны, конечно, это хорошо, наш город начали озеленять такими видами, как ели, рябины, клены гиннала, например. Но проблема возникает в том, что не всегда уместны эти посадки, например, это касается, на мой взгляд, рябины обыкновенной, которая посажена на улице Богомягкова. Это очень красиво, но это мощное дерево.

Если была бы посажена рябина сибирская, которая образует кустарниковую форму и не достигает большой высоты, — другое дело. А рябина обыкновенная достигает 12–15 метров в высоту. Понятно, что в условиях уличной посадки она свою декоративность не разовьет максимально, потому что всё равно есть отрицательные факторы, их много. Причем, в отличие от ели, рябина обыкновенная растет быстро. Поэтому я думаю, что в скором времени ее ветви начнут путаться в проводах.

Что дальше с этим будет делаться, я не знаю. То есть опять-таки получается, что мы не совсем продумываем шаги по озеленению. Нет какого-то планирования в озеленении города. Участники этих акций посадили красивые деревья, молодцы, но мы не задумываемся о том, что будет дальше. Может быть и задумываемся, но, наверное, с таким подходом, что после нас трава не расти.

Деревья в Чите сажают бессистемно

— Мы же можем сравнивать всегда с советским временем: город стал зеленым в советское время, деревья, видимо, тогда высаживались по какому-то более строгому плану, и люди понимали, что они делают.

— Дело в том, что в советское время была организация «Зеленстрой», где работали специалисты —агрономы, ландшафтные архитекторы. Ведь не зря на ландшафтных архитекторов люди учатся 6 лет, причем исключительно очно. Ландшафтный архитектор не только должен понимать, как проходит жизнедеятельность растений, не только знать биологические, экологические особенности растений, но еще и правильно выстраивать структуру озелененных территорий.

У нас сейчас понятие «озеленение», а раньше это называлось садово-парковым искусством. Поэтому, наверное, к этому относились как к искусству, а сейчас мы к этому относимся как к ремеслу. Подход должен быть системный и более ответственный.

В связи с этим хочу привести пример посадок ели. Во-первых, в уличных посадках ель себя не очень хорошо будет чувствовать. Если посмотреть современную литературу по декоративной дендрологии, досоветского периода, в царской России это направление очень хорошо было развито, там везде сказано, что ель — это парковое растение.

Ель — это парковое растение, ей нужен простор

Ель, сосна — это растения, которым нужен простор, потому что, во-первых, площадь питания у них огромная из-за того, что корневая система очень широко развивается, мощно, и, второе, хвойные, как правило, плохо переносят загазованность. Они обладают низкой газоустойчивостью и низкой газопоглотительной способностью. Поэтому не ждите, что мы посадим на улицах ели, и они у нас начнут зимой воздух очищать — они не будут ничего очищать, у них просто этой способности нет.

Я хотела бы привести в пример недавние посадки елей у храма и у гимназии № 4, недалеко от здания правительства Забайкальского края на Чайковского (у самого здания правительства ели давно сидят). Когда в далекие советские времена планировали посадки ели у здания, это делали грамотные люди, потому что композиционно это очень хорошо выверено: соблюдается масштаб со зданием и соотношение со структурой площади. Если мы посмотрим на фотографии прошлых лет, когда дополнительных посадок не было, очень хорошо видно, что там существовала определенная концепция.

Ели посажены у здания правительства Забайкалья давно, масштаб со зданием и соотношение со структурой площади у них соблюдается

Сейчас еще незаметно, но через определенное количество лет (нескоро, мы, может, даже этого не увидим), когда только что посаженные ели достигнут определенной высоты, эта структура и композиционное решение просто поломаются. Здание правительства уже не будет выделяться так, как оно сейчас выделяется.

Недавно посаженные сосны еще невысокие, но спустя несколько лет они закроют здание
Помимо здания, сосны не дадут нормально расти соседним деревьям и кустарникам

И еще один момент: когда сажали ели, не задумывались о санитарно-гигиенических условиях, которые будут созданы в здании храма. Потому что, когда ели вырастут, степень естественного освещения значительно уменьшится. И там же уже посажены кустарники сирени, еще какие-то, им тоже не будет хватать освещения. Потому что ели просто всё закроют.

— Они и здание закроют.

— Да, они закроют здание — это тоже камень в огород тех, кто придумал эту идею. Почему не задумывались о том, что фасад храма очень красив и со стороны площади его хорошо видно? Он просто является украшением площади. Естественно, через несколько десятков лет мы просто не увидим это украшение, со стороны площади храма видно не будет.

«Их не вовремя посадили»


— Еще одни деревья, которые тоже достаточно шумно высаживали, — это деревья на улице Ленина около художественного салона. Обращали на них внимание?

Двадцать одну рябину высадили 21 мая 2021 года на аллее возле художественного салона на улице Ленина в Чите взамен такого же количества срубленных тополей. Четыре рябины повяли в августе 2021 года. К сентябрю 2022 года на месте посадки осталось 16 деревьев.

Около художественного салона в 2021 году высадили рябины

— Я считаю, там ошибку допустили. Это были крупномеры, и у них уже была достаточно сильно раскрытая, большая листва. Их не вовремя посадили. Поэтому там несколько рябин умерло. Рекомендуется садить деревья либо до того, как они начали распускать листья, тем более такие крупные, либо после того, как они их сбросили.

Но сделали это неправильно


— А у тех деревьев, которые выжили, есть шансы стать взрослыми и серьезными деревьями?

— Я думаю, что своего максимального декоративного эффекта они там не достигнут, потому что они же тоже сидят в ограниченном коме земли. Это сложно.

Своего максимального декоративного эффекта рябины не достигнут, потому что они сидят в ограниченном коме земли

Если кому-то интересно, на улице Богомягкова, выше Новобульварной, где частный сектор, деревянные двухэтажные дома стоят, там около одного дома растет рябина обыкновенная. Она уже достигла крыши и у нее огромный ствол. Когда она начинает цвести, сейчас она плодоносит, это зрелище невероятное. Когда растение посажено в благоприятных условиях, оно максимально показывает свою декоративность, свою красоту.

На Богомягкова, выше Новобульварной, рябина обыкновенная высажена в благоприятных условиях

— Я еще видел, на КСК высаживали целую улицу обычных елей.

— Это сосна. Скорее всего, возможно, при посадке заглубили корневые шейки, и вскоре они высохли.

Те самые сосны на КСК

«За всеми деревьями просто нужно ухаживать»


— А что лучше всего сажать в Чите?

— Если касаться уличных посадок, то это, конечно, яблоня ягодная... Но на первом месте, конечно, это ильм. Это, наверное, самое выносливое растение, и оно хорошо очищает воздух. И красивое, оно хорошо формируется. Но у каждого растения есть свои минусы и плюсы. Ильм сорничает. Также яблоня ягодная — у нее минус, что она поражается горностаевой молью. Тополь — тоже хорошо, но так как это достаточно мощное растение, очень высокое, его нужно высаживать не вдоль улиц, а где-то на территориях промышленных предприятий, там, где есть выбросы.

Тополя нежелательно высаживать вдоль улиц, они лучше справляются с очисткой воздуха в промзонах

В любом случае, за всеми деревьями просто нужно ухаживать — правильно сажать, вовремя производить санитарную обрезку и убирать поросль. Потому что та же яблоня цветет, смотрится очень декоративно, и потом, она очень хорошо поддается стрижке, из нее тоже можно, как из ильма, делать разные фигуры. Но, к сожалению, у нас в городе не производится своевременная работа по уходу. Очень много корневой поросли, идет возобновление, и происходит загущение посадок, что способствует, собственно, распространению горностаевой моли.

Если бы вокруг яблони сидели какие-то другие виды, и даже если бы на ней возник очаг, он бы так быстро не распространился. А так как у нас сплошь корневая поросль, где-то очаг возник и пошел распространяться по всей территории.

— Вы упомянули санитарную обрезку, но это, видимо, не та обрезка, которой подвергаются наши тополя.

— Санитарная обрезка связана с удалением поврежденных веток и веток, которые затеняют. Бывает, что ветки растут внутрь ствола, эти ветки надо убирать, чтобы крона была более ажурная, чтобы всем листьям доставалось определенное количество необходимого света. Это санитарная обрезка, а то, что делают сейчас с тополями, это называется утилитарная обрезка. Растение обрезают, не учитывая особенности его роста, а учитывая только потребности человека. Оно мешает рекламным конструкциям, его подошли и обрезали.

На самом деле, такой вид обрезки во всём мире существует. Это связано с тем, что где-то когда-то не учитывались условия, в которых высаживались деревья, не были учтены особенности развития этих деревьев, и потом пришлось стричь.

— По-моему, в столице такой обрезки нет.

— В Москве тоже так происходит. Может быть, не в таких масштабах. Во всех городах это происходит. Это неправильно.

— Условно, там, где тополь мешает проводам, рекламным конструкциям, домам, возможна такая обрезка. Он умирает в этот момент или нет?

— Когда срезается ствол, а срезаются они иногда огромным диаметром, 30 сантиметров и более, получается открытая рана и, естественно, туда попадают различные патогенные грибки, и это приводит к развитию гнили. Через какое-то время сердцевина просто превращается в труху и, получается, это тоже создает опасность того, что дерево через определенный момент может просто рухнуть.

После варварской обрезки деревья начинают болеть и могут рухнуть

— Его легче убрать сразу, чем так отпиливать?

— В советский период, когда существовала организация «Зеленстрой», за тополями следили. Тополя тоже можно выращивать на улицах, но при этом за ними надо ухаживать с самого начала. Как только они начинают развиваться, достигают определенной высоты и диаметра ствола, их начинают формировать. То есть им сдерживают рост и формируют крону. Вот такое постепенное формирование не приводит к гибели растения, не приводит к поражению его грибками, потому что эти срезы на веточках незначительны, они очень быстро засыхают, и ворота для инфекции закрываются.

Таким образом делали, а потом, в 90-х, когда никто не занимался озеленением, за деревьями никто не ухаживал, они, естественно, переросли тот возраст, в котором с ними можно было что-то сделать и привести их в порядок. Теперь не знают, что с ними делать. Даже, допустим, один раз обрезали дерево, кронировали его, но потом-то следите за ним.

А у нас как получается: мы его в этом году обрезали, а на следующий год мы его забыли обрезать, у него нарастают огромные стволы. У нас очень много таких деревьев, которые стоят вверху с огромными стволами. Растут они под острым углом, что создает опасность их обламывания, потому что там формируется достаточно хрупкая ткань, и при сильном ветре эти ветки тоже могут обламываться. Ну и выглядит это совсем не эстетично, некрасиво.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления