Деревянный Свято-Воскресенский храм на 9-го Января, 54 в Чите был католическим, потом стал мастерской, а затем по просьбе верующих получил статус православного. Эпоха 1990-х оставила на нем отпечаток: в 1996 году там случился крупный пожар. Как это было и что случилось после — в нашем тексте.
Кажется, это было совсем недавно, но прошло больше 30 лет. 1990-е — эпоха, которая никак не может нас отпустить. Яркая, шумная, свободная. Ее по-прежнему переосмысливают в искусстве, она во многом определила нас. 1990-е запомнились новизной. Всё было другое: другая жизнь, другие радости и печали. И люди стали другими. Это время новых открытий и веяний. Время невиданных до этого по своим масштабам китайских рынков, праворульных автомобилей, кассет, плееров, пейджеров, невообразимой одежды и музыки. И, конечно, это непростое время. Какой эпоха 1990-х была для Читы и Забайкалья? Мы уже вспомнили страшное крушение самолета Ан-8 под Читой в 1992 году, поностальгировали о тех временах, когда жевательные резинки были диковинкой, и вспомнили все читинские «китайки», пейджеры, а также митинги и голодовки. Не обошли стороной и то, как группа «Ласковый май» подралась в Чите в 1989-м.
По данным «Энциклопедии Забайкалья», римско-католический костел построили в 1870 году и расширили в 1898-м. Это была польская церковь, освященная в честь святых Петра и Павла. После революции, когда власти закрыли все церкви, помещение стали использовать как мастерскую по изготовлению зеркал и статуэток из гипса, позднее — как клуб.
До конца Великой Отечественной войны в Чите не было православного храма. В 1945 году верующие обратились в обком партии с просьбой об открытии храма в здании клуба промкооперации. После получения разрешения помещение привели в порядок и освятили как Свято-Воскресенский храм, в честь праздника Пасхи — Воскресения Христова — в канун которой была одержана победа в войне.
В 1994 году, когда была восстановлена Забайкальская епархия, Воскресенский храм был назначен кафедральным собором и был единственным храмом в Читинской области. Статус кафедрального он сохранял около 10 лет, вплоть до 2004 года — до окончания строительства кафедрального собора Казанской Божьей Матери.
Свято-Воскресенский храм славился собранием старинных икон, в том числе это были иконы из разрушенных соборов и храмов Читы и Читинской области.
На сайте храма указано, что за всё время существования храма единственным значительным катаклизмом был пожар, произошедший в ночь с 14-го на 15-е января 1996 года. Храм тогда сильно пострадал: пожар уничтожил кровлю и потолок здания. Иконы, находившиеся в храме, удалось спасти. После пожара церковные богослужения не прекращались, а были временно перенесены в крестильную комнату. Храм восстановили епископ Иннокентий (сейчас — архиепископ Виленский) и прихожане.
Ежедневные богослужения, нарастающий поток прихожан не давали возможности сразу же провести реконструкцию храма. Это стало возможным только после освящения Казанского кафедрального собора.
Работами по восстановлению после пожара и более поздней реставрацией храма занимались заслуженный архитектор России Виктор Кулеш и его сын Леонид.
— Помню, что в свое время этот храм не мог вместить всех желающих во время церковных праздников. На Рождество и Пасху люди ночью стояли вокруг храма, слушая слова службы. Когда я занимался восстановлением храма, то я обнаружил, что самый большой колокол, который и сейчас там размещен, пробит пулей из трехлинейной винтовки — только ее убойной силой можно было пробить такой колокол. Этот раненый колокол олицетворяет судьбу и историю этого храма, — вспоминает архитектор.
Он рассказал, что храм был построен по принципу многослойной стеновой конструкции — между наружной и внутренней стенами был заложен утеплитель.
— Мне кажется, что пожар произошел неслучайно, это был поджог. Пожарная часть была относительно недалеко, поэтому пожарным удалось вовремя появиться и погасить разгоравшийся огонь, спасти храм. Когда я проектировал восстановление, то наружную стену со всех сторон облицевал металлическим сайдингом. Я хотел не допустить нового поджога. Может быть, это привело к некоторому изменению облика и впечатления от фасада, но это было необходимо. Со временем все мы привыкли к нынешнему облику. Я старался максимально восстановить ставни и карниз. Единственное, что мы сделали нового — прорезали кровлю и над залом сделали купол, которого не было. Это было сделано для того, чтобы придать храму какие-то признаки православного.
По словам Виктора Кулеша, во время реконструкции он с сыном восстановил крыльцо храма:
— Оно расползалось, я посчитал необходимым сохранить исторические ступени. Сделали его на хорошем фундаменте. Думаю, теперь оно будет стоять много лет.
Архитектор тепло вспоминает свою работу над реконструкцией храма:
— Он отличался еще тем, что там есть старинные иконы. Они обладают особой силой, влиянием, проникновением в душу человека. Это тоже своеобразная особенность этого небольшого храма. Мы с Леонидом делали его с любовью, старанием, пониманием, что это архитектурная реликвия нашего города. После этого ремонта больше возгораний не происходило. Это радует.
Виктор Кулеш рассказал, что реставрация храма стала естественным процессом:
— Сначала надо было просто восстановить храм. Но потом надо было продолжать. Все считали, что мало просто покрасить и залатать. Тем более епископ Евстафий — человек, который в своей деятельности немало занимался строительством, понимал, как важно восстанавливать церкви, и относился к церковному зданию как к дому Бога на земле. Так что он решил не останавливаться просто на ремонте, а сделать реконструкцию.
На сайте «Тонкости туризма» указано, что в храме долгое время находились мощи святого Варлаама Чикойского, потом их переместили в новый собор. Резной деревянный иконостас в главном приделе храма был изготовлен вручную заключенными исправительной колонии Нерчинска и передан храму в 2014 году.
Также авторы подробно описали современную архитектуру храма: «Воскресенская церковь отличается некоторыми нехарактерными для православных храмов особенностями. Хотя поверх ее кровли были надстроены традиционные главы с позолоченными куполами-луковками и крестами, передняя покрупнее, задняя поменьше. Над входным порталом треугольного силуэта поднимается небольшая плоско-прямоугольная звонница, накрытая треугольным сводом. Само здание обшито сегодня белыми панелями с контрастно-коричневыми декоративными элементами: рельефными столпами, обрамлением окон и кровлей».
Реставрация храма завершилась в 2006 году:
«Благородные коричнево-белые тона стен, новенькие резные окна и двери, позолота трех новых крестов и большего, чем прежде, купола на крыше, отремонтированной и покрытой современной кровлей, встречают сегодня прихожан. Заменена икона над центральными вратами храма — ее написал молодой читинский архитектор Леонид Кулеш. Внутри храма тоже многое изменилось — светлые тона сделали его как бы просторней, ярко сияют новый иконостас и паникадила. Теплые деревянные полы отремонтировали и покрыли практичным, но светлым линолеумом, стены — современными материалами, заменены система отопления и проводка».